В школьном музее в Рогозихе коллекционируют не только экспонаты, но и истории и судьбы земляков

14:30, 10 октября 2014г, Общество 3120


1
1

Школьный музей в Рогозихе – это вовсе не собрание экспонатов, а некий исследовательский центр. Собирание вещей и воспоминаний здесь является не самоцелью, а объектом для изучения истории села и судеб его жителей.

Церковная сторожка

Идея создания музея принадлежала учителям по трудовому воспитанию Рогозихинской школы Павловского района Алексею Ушакову и Виктору Дашкову. Ещё в 1970 годах учащиеся начали собирать в селе старинные вещи. Поначалу и хранить-то их было негде. Школьников в ту пору было много, учились в две смены. Поэтому экспонаты пристраивали где могли, в том числе в углу школьной мастерской.

Наконец освободился домик, располагавшийся на территории школы, где в конце концов долго располагался музей. Это помещение само словно воплощение истории. Когда-то небольшой деревянный домик был церковной сторожкой, которую построили в Рогозихе одновременно с Михайловской церковью в 1892 году. В 1931 году храм закрыли, сняли купол, сбросили колокол, помещение приспособили под склад зерна. В конце концов церковь разобрали, из её леса построили клуб, совмещённый с библиотекой. Потом и его разрушили. На месте старой церкви позже, в 2000 году, построили новую кирпичную школу.

А в помещении бывшей церковной сторожки долго была квартира учителей, потом – радиоузел, шахматный клуб. Когда и он прекратил работу, домик без надлежащего ремонта стал разрушаться. После ремонта – без малого четверть века назад – его передали под школьный музей. Он быстро наполнялся экспонатами. Члены краеведческого кружка на школьном автобусе ездили по деревне, собирая всё, что удавалось выпросить у её жителей. В основном старину. Горшки, самовары и так далее.

После пуска в 2000 году новой кирпичной школы там нашлось место и музейным экспонатам в одном из просторных помещений. И вновь, как 40 лет назад, выручили учителя-трудовики и учащиеся, самостоятельно изготовившие витрины и стеллажи на уроках технологии и трудового обучения.

Самостоятельный поиск

Работы активистов Рогозихинского школьного музея свыше 20 раз занимали призовые места в крае среди им подобных.

Нередко эксперты и члены жюри отмечали, что юные исследователи из Рогозихи не дёргают сведения из Интернета, а сами ищут у старожилов села. А это очень ценится. Ведь в школьном музее собраны не только предметы быта, одежда, но и документы, архив председателя местного колхоза Воронина, воспоминания старожилов и многое-многое другое.

У современных жителей, особенно юных, вызывают интерес старинные предметы крестьянского быта и другие экспонаты. Такие как устройство для выделки овчин, рубель, ручная мельница, маслобойка, самодельная мясорубка, непокупные коньки, которые крепились к валенкам сыромятиной. А ещё пионерский горн, патефон, диапроектор, фотоувеличитель, катушечный магнитофон, чернильница-непроливайка, фашистская каска, привезённая поисковиками из Орловской области. Отдельная статья – фотографии выпускников школы за многие десятилетия. Они позволяют знать в лицо предков, установить связь поколений.

Казалось бы, какое отношение к музейному делу имеет выращивание льна?! Но учитель истории Раиса Юркина заинтересовала ребят этой темой. Ведь раньше сельские жители не могли обходиться без льняных изделий. И современные школьники решили сами вырастить эту культуру.

Восьмиклассница Елена Полухина в прошлом году посеяла семена льна-долгунца дома, на приусадебном участке. Удалось вырастить и убрать урожай, высушить его. Но изготовить льняную ткань пока не удалось – нет приспособления для мялки. Но теперь имеются семена. И видеофильм. А также горячее желание получить собственную льняную ткань.

Учащиеся Рогозихинской школы многое знают о Гражданской войне, на которой погибло пять односельчан, и Великую Отечественную – в село пришло 303 похоронки на земляков, а первую из них принесли в дом Золотаревых.

Неудивительно, что ребята активно включились в акцию «Бессмертный полк», настойчиво ищут сведения о фронтовиках, их боевом пути и наградах, участвуют в народном марше 9 Мая.

К примеру, член краеведческого кружка третьеклассник Денис Карпов собрал сведения о семье Долговых. В ней было семеро сыновей – и все воевали. Четверо вернулись домой, трое погибли. Одна из улиц села носит имя братьев Долговых. А Кузьма Захарович Долгов – прадед Дениса – прожил 102 года, умер в 2011 году. Денис по его воспоминаниям написал рассказ о прадеде и его погибших братьях. И был признан лучшим экскурсоводом района.

От седых времён

Бессменному руководителю музея Раисе Юркиной предлагали подготовить и защитить кандидатскую диссертацию, но она так и не собралась с духом. Однако выпустила книгу «Страницы истории села Рогозиха».

История эта очень интересна. И начинается в… IV веке до нашей эры. Установить дату заселения здешних мест удалось в 1985 году, когда алтайские археологи вели аварийные раскопки у окраины села, попадавшей в зону подтопления в связи со строительством водохранилища. Рогозиха прославилась тем, что здесь было найдено зеркало-погремушка, на котором изображены экзотические животные и растения – слоны, пальмы и лотосы. Уникальный экспонат свидетельствует о широких связях населявших в ту пору Алтай представителей сакских племён с миром, в том числе с Индией. Здесь обнаружили также коллекцию керамических изделий, женских пряслиц, каменных алтариков, раковин каури, изделий из золота и железа, в том числе скифского звериного стиля. Да и сейчас в поле за Рогозихой стоят курганы. Когда-то они были высокими, величественными, но впоследствии их распахали.

Но название населённого пункта пошло не от фамилии первопоселенцев – Рогозиных в ревизских сказках нет. Скорее всего, как считают юные школьные музейщики да и солидные исследователи, названием своим деревня обязана зарослям рогоза по берегам рек Рогозихи и Касмалы.

Благодаря изучению архивных документов удалось установить, кто из ныне живущих жителей села имеет самую древнюю родословную. В роду Ярославцевых (в XIX веке они значились Ерославцевыми) записан Трофим Иванов сын Ерославцев в ревизии 1811 года. Ему было 25 лет. Нестор – брат Трофима – был старостой села, а значит, не мог быть новосёлом. Таким образом, Ярославцевы появились в Рогозихе ещё раньше, между 1795 и 1811 годами, и их роду сейчас больше 200 лет.

По переписи 1917 года в селе числится пять семей Ярославцевых-старожилов. Сейчас здесь наряду с Ярославцевыми проживают ещё и представители старожильческих семей Кузнецовых и Каторгиных.

Говорящие экспонаты

Казалось бы, безмолвные экспонаты в Рогозихинском школьном музее… заговорили. Дело в том, что в селе поныне существует несколько краёв, в которых компактно заселялись переселенцы. В центре жили стеженские, на левом берегу Касмалы – куманские, а Шапкин Лог заняли бывшие жители Курской губернии. Все эти люди принесли на Алтай и свои говоры. Стеженские выделяли буквы «а» и «я»: «чаво», «каво», «нясли», «в лясу», а также смягчали окончания: «поёть», «идуть», «Манькя». Куманские тянули слова, в глаголах вместо частицы «ся» произносили частицу «цуть»: «моютцуть», «учутцуть» – и не договаривали окончание «ет»: «иде», «принесе», «пое». Курские употребляли в разговорах вместо предлога «в» букву «у»: «у три часа», «у доме».

Переселенцы долго сохраняли свои обычаи, традиции и стиль в одежде. Особо почитали в Рогозихе престольный праздник Михайлов день 21 ноября, шумно отмечали Святки, Рождество, Крещение, Масленицу.

До революции в селе были пять водяных мельниц, ветряк, маслобойка. Наиболее состоятельные жители села могли позволить себе дома из кирпича. Крестьяне занимались земледелием, скотоводством и кустарными промыслами. От соседних деревень здешних ремесленников отличало умение изготавливать глиняные и деревянные игрушки, особенную керамику.

В Рогозихе родились известные люди: кинорежиссер Николай Лырчиков, бывший ректор Алтайского аграрного университета Юрий Загороднев, врачи, учителя, административные работники. А чем не знаменитость кузнец Павел Мастрюков?! Больше века назад он выковал ажурную церковную ограду, которая украсила село!

Фоторепортаж