«Провинциализм не в Барнауле, а в голове»: арт-критик рассказывает о том, как стоит воспринимать живопись
18:10, 12 апреля 2024г, Культура 1451
Картинные галереи — это не только место, где можно увидеть произведения искусства, но и способ расширить кругозор, получить новые впечатления. Однако многие думают, что посещение выставок и музеев — занятие для избранных, и боятся туда ходить. Вадим Климов, арт -критик и комиссар галереи «Республика ИЗО», рассказал о том, как ходить на выставки и что делать, чтобы начать понимать искусство.
- Нужно ли готовиться к выставке заранее, чтобы понять художника и его полотна?
- Готовиться не обязательно — это не так важно. Кто-то, например, читает пьесы перед тем, как пойти в театр, а кто-то — нет. Если вы идете в галерею, чтобы посмотреть картины, то там сможете познакомиться с творчеством художника, а это главное.
- Как можно подготовиться к выставке?
- Если Вам хочется больше узнать о художнике или о самой выставке, большинство информации есть в общем доступе. Если у Вас есть желание глубже погрузиться в тему — ищите в интернете.
- Есть мнение, что нужно воспринимать произведение искусства не менее 10 минут, чтобы его понять. Согласны ли вы с этим?
- Знаете, Григорий Яковлевич Перельман доказал гипотезу Анри Пуанкаре за пять лет, а другие великие математики не могли этого сделать 50. Кому-то надо несколько минут, чтобы рассмотреть произведение искусства, а другой будет рассматривать «Последний день Помпеи» Карла Брюлова всю жизнь (и каждый день находить новое). Определенного времени восприятия картины нет, ведь искусство — это не лекарство, которое действует на человека строго по времени.
- Существуют ли какие-то неписаные правила поведения, дресс-код в выставочном зале?
- Конечно, правила поведения существуют: нельзя шуметь, трогать произведения искусства руками. Определенного дресс-кода нет. Есть общее правило - ваша одежда не должна оставлять грязных следов и не издавать отвратительных запахов.
- У кого можно спросить о выставке, если рядом нет художника или экскурсовода?
- Как правило, в картинной галерее всегда есть сотрудник. Все-таки картины стоят дорого, никто не захочет оставлять их без присмотра. Однако, если вы оказались в полном одиночестве, то узнать о выставке можно в интернете.
- Как формировать насмотренность и так ли она важна для тех, кто только воспринимает произведения, а не создает их?
- Насмотренность — это знание изобразительного искусства, понимание процессов, специфики. Конечно, насмотренность влияет на восприятие искусства. Это равноценно начитанности. Так вот теперь ответьте мне: как влияет начитанность на человека?
- Как вы думаете, лучше традиционные виды искусства или цифровые?
- Думаю, что в искусстве нет лучших видов. Искусство развивается. Есть новые и традиционные инструменты. Как показывает практика, человек желает обладать произведением искусства в привычной форме, то есть повесить картину на стену или поставить скульптуру у себя дома.
- Можете посоветовать ресурсы, на которых понятно пишут об искусстве?
- Начинать стоит с азов: прочтите «Всемирную историю искусства» А. Д. Чегодаева. Книга в шести томах, здесь наиболее полно и понятно описан весь путь развития искусства.
- Какой, по вашему мнению, лучший фильм об искусстве?
- Интересных фильмов об искусстве и художниках очень много: только о Ван Гоге целых пять штук. Один из последних, который мне понравился —«Искусство по понятиям».
- Можете вспомнить какие-то скандальные, самые яркие выставки нашего города. Может, что-то из периода перестройки, 80х, 90х? Все-таки это особенное время, повлиявшее не искусство.
- Некоторые СМИ просят вспомнить скандальные выставки. Почему скандал так притягателен для «обычных людей»? В Барнауле было несколько выставок, которые вызвали резонанс не только в кругу искусствоведов и художников, но и среди широкого круга зрителей. Я не говорю о выставках «никасасафронова» или Эрнста Неизвестного. Одна из первых выставок в зале АлтГУ группы «Тихая мансарда», лидерами которой были Юрий Эсауленко и Алексей Чеканов, стала заметным событием. Это была одна из первых неофициальных выставок в городе.
Помню вопросительную реакцию администрации на выставку «Обнаженное одиночество» Алексея Бирюкова в середине 2000-х годов (которая проходила в павильоне современного искусства «Открытое небо»). Если вспомнить начало 80-х, то первые выставки Валерия Октября вызывали невероятный отклик у публики. Он и сегодня самый работоспособный и популярный художник в Барнауле.
- Каких художников можете выделить в наше время?
- Меня часто просят назвать «топ пять художников в Барнауле». Для начала, надо уточнить параметры. Обычно я спрашиваю: живых или всех? Если говорить о живущих популярных и продающихся авторах, то первым остается Валерий Октябрь, второй Денис Октябрь, третий Николай Зайков. Недавно я составил антирейтинг, туда попали Иван Илющенко за работу на общежитии сельскохозяйственного института, Никола Питерский и Анастасия Петренко. Также для каждого направления в искусстве можно составлять свои рейтинги. Если мы будем говорить о советском реализме, то это одни авторы, а если об авангарде, то рекомендую найти мою книгу «Алтайский авангард ХХ века».
- Существует ли понятие провинциального искусства? Или это неправильно, некрасиво так говорить?
- Провинциализм в искусстве интересная тема, о ней можно много говорить, приводя обтекаемые аргументы. Мне показывают много работ местных авторов. Могу сказать, что провинциализм не в Барнауле - он в голове у художника. Сегодня, во времена глобализации, не может быть провинциализма по объективным причинам. Как только художник соглашается обслуживать мещанские, провинциальные интересы заказчика, то сразу проявляется глубинная провинциальность. В Барнауле провинциальная публика. Так что не искусство провинциальное, а город Барнаул по своему характеру и местоположению провинция. Это же объективно - Барнаул не столица, где всегда собирались передовые силы культуры.
- Как отличить хорошую, классную картину от плохой или средней? Чем руководствоваться? Головой, сердцем? Насмотренностью, мнением экспертов?
- Это очень простой вопрос и соответственно ответ на него невероятно прост. Доверьтесь мнению арт-дилера. Как мы уже говорили, чтобы ходить на выставки хорошо бы прочитать несколько серьезных книг по истории искусства. Надо учится. Если вы имеете ввиду тронуло - не тронуло, то мы снова возвращаемся к образованности. Кто-то со слезою слушает «стасамихайлова», кто-то в восторге от Рахманинова, а третий не знает кто они такие. Сегодня в изобразительном искусстве стоит отказаться от термина «любитель». Некоторые авторы, не имеющие специального образования, представляют интересные работы.
- Что бы вы еще хотели сказать читателям?
- Напоследок скажу, что если вы хотите разбираться в искусстве, то начать стоит с похода на выставку. Искусство — это действительно «удел избранных», однако избранным при желании может стать каждый.
Софья КРИКУНЕНКО, Алина РОДНОВА, Анна ТЫМКО