Почему стоит посмотреть фильм «Вызов»

19:30, 14 мая 2023г, Культура 1357


Почему стоит посмотреть фильм «Вызов» Фото №1

Новый российский фильм «Вызов» с первого дня проката держится в фокусе высокого зрительского интереса, что вполне объяснимо: 50 минут из трех часов экранного времени – это кадры, снятые в космосе впервые в истории мирового художественного кино.

Актёры и космонавты

Осенью 2021 года маленькая съемочная группа, режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, отправились на орбиту на корабле «Союз МС-18». В условиях невесомости, на настоящей, не бутафорской МКС они сняли 30 часов киноматериала. Известно также, что перед полетом оба писали завещания.

В съемках Пересильд и Шипенко помогали астронавты, которые с полным основанием отныне могут называть себя актерами. Клим и Юлия провели орбитальный экспресс-курс по актерскому мастерству для командира «Союза» Антона Шкаплерова, Олега Новицкого (он сыграл раненого Олега Богданова) и Петра Дуброва (в фильме он Кудрявцев).

Кинематограф знал немало «космоактрис»: Сигурни Уивер в «Чужом» Ридли Скотта, Сандра Баллок в «Гравитации» Альфонса Куарона, Натали Портман в лукасовских «Звездных войнах»… Правда, все они работали в «космосе», сотворенном декораторами в павильонах. И потому не дотягивают до Юлии Пересильд километров этак на 400 орбитальной высоты. Наше кино получилось настоящим русским вызовом с прекрасным лицом женщины России.

Итак, фабула. Во время профилактических работ в открытом космосе на внешнем контуре МКС космонавт Богданов попадает под стрелу потерявшего управление манипулятора. Удар в спину был такой силы, что поврежденным оказывается легкое. Раненому становится хуже, на консилиум в ЦУП приезжает главврач торакального центра Валентин Борисович (актер Андрей Щепочкин). Его вердикт после изучения переданных с орбиты снимков неутешителен: экстренного возвращения с орбиты Богданов не перенесет, а оперировать в космосе… Никто никогда не делал этого раньше.

Начинается ускоренный отбор врачей – тех, кого можно отправить на МКС. Среди них и торакальный хирург Евгения Беляева. Так же, как коллег-мужчин, ее мутит и плющит на центрифуге, но она стоик, и не такое в жизни переносила. Пережив автокатастрофу и гибель мужа, привыкла тянуть на себе заботы о маме-сердечнице Галине Васильевне (Елена Валюшкина), дочери Маше, трудном подростке (Варвара Володина), и запутанные отношения с коллегой Владом Николаевым (Милош Бикович). И работу, конечно же, – по три операции в день.

Из нескольких претендентов именно ее, Евгению, выбирает руководитель полетов Волин (Владимир Машков).

Чуть-чуть фантастики

Неправдоподобным показался лишь один момент – когда Богданова не защитил от травмы сверхпрочный российский скафандр «Орлан», лучший в мире, самый надежный (погуглите). Именно эту модель закупают для своих астронавтов, если кто не знал, все космические державы мира, включая США. То есть прежде чем добраться до спины, стрела пропорола бы каркас «Орлана», но тогда произошла бы разгерметизации со всеми печальными для человека последствиями. Впрочем, толика сценарной выдумки лишь взвинтила напряженность сюжета.

Есть ответ и на главный вопрос многих скептиков – зачем, мол, понадобилось летать, тратить деньги (бюджет фильма оценивается в 1,5 миллиарда рублей), если можно было просто снять все в павильоне…

Съемки не прервали ни одной космической программы – наоборот, стали их частью. Возможно, из этого опыта вырастет отрасль космомедицины. Но пока оставим это мечтателям. Каким был Циолковский со своими «дурацкими» аппаратами, которые «никогда не полетят». И врач-полярник Рогозов, сам у себя удаливший воспаленный аппендикс в условиях антарктической экспедиции (до того случая тоже считалось, что нельзя).

Многочисленные критики картины, имеющие мало-мальское представление о работе врача, правы в одном. Невесомость, пространство, напичканное аппаратурой, которое никак не сделаешь стерильным, и отсутствие врачебной бригады как таковой (Беляева одна за всех) – все эти факторы говорят о том, что невозможно организовать операционную на борту МКС. Мало того, там ведь еще и привычных координат нет, попробуй пойми, где пол, где потолок.

Врачи и инженеры ЦУП думают примерно так: во-первых, операция эндоскопическая – не полостная, а во-вторых, если еще на земле тщательно проработать детали, то все получится. И вот уже появляются особые крепления для фиксации хирурга и пациента, дабы не разлетелись они в разные стороны, отрабатываются нестандартные хирургические приемы и изобретается особая раскладка инструментов.

Есть и будет

К слову, космонавты перед полетом реально проходят основательную медподготовку. Случись что на орбите, они и в невесомости смогут реанимировать пострадавшего, запустить остановившееся сердце, поставить катетер и капельницу, зашить рану… То есть многое из того, что делает в кадре торакальный хирург Беляева.

Операция началась, и с этого момента все зависит не от мужиков, для которых космос – дом родной, а от хрупкой женщины, впервые работающей на орбите, от ее умных рук. Саспенс такой, что нервничают специалисты ЦУП, ерзают в удобных креслах зрители. Волин с главой Роскосмоса (в этой роли Александр Балуев явно играет Дмитрия Рогозина) открывают выдержанный коньяк.

Спойлер: операцию доктор Беляева проведет блестяще, и весь экипаж благополучно вернется домой.

А когда опасность остается позади, космонавты дарят Евгении… прогулку в открытом космосе. И обмирает душа – неужели выйдет? Вышла… Преодолела себя, чтобы удивиться бесконечности звезд и заплакать от красоты Земли, маленького беззащитного шарика…

Три часа жизни

Немного о рекламе в фильме. Банка «Тинькофф», к примеру. Как расчудесно в нем налажена система переводов с карты на карту, если главная героиня прямо с орбиты отправляет маме перевод. В отзовиках хватает скепсиса и язвительных смешков по этому поводу. Мол, не может быть, в космосе и Интернета-то нет… Узнаю поколение, не учившее в школе физику с астрономией. Ну да, вышек на высоте 440 километров нет. Зато во внутреннем контуре корабля вполне себе устойчиво работает вайфай, а дальше данные уходят на Землю по каналу связи с ЦУП. Для космонавтов это обычное дело.

Если честно, весь фильм – одна сплошная реклама. Реклама Роскосмоса, его пиар в самом прекрасном смысле этого слова. Вот когда бы еще зритель, привыкший ругать все русское, удивился бы до вытаращенных глаз сделанному открытию: так вот оно че… Есть, оказывается, у нас и космические программы, в которые всяк летающий иностранец норовит свои пять копеек вставить. И МКС нашу астронавты заморские юзают, и даже туалетами, простите за подробности, предпочитают пользоваться в российском сегменте станции, ибо своих надежных насовцы, якобы летавшие на Луну, по сию пору сделать не могут…

Порадовал и фильм, и зал, полный молодежи в праздничные дни. Глядишь, и вспыхнет в какой голове, если она еще не окончательно стала придатком гаджетов, этот священный интерес нового поколения к освоению космоса, в котором наша страна всегда первая.

Финал. Спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз МС-18» садится на юго-востоке от Джезказгана. Открывается люк. Волин выдыхает – все живы, здоровы, и улыбается доктор Беляева.

«Там, где есть русская женщина, всегда есть притяжение», – сказал герой Александра Балуева в интервью журналистам.

Фоторепортаж