Кто крайний за душой?

Рубцовск закрыл театральный сезон

00:00, 08 июня 2013г, Культура 1764


Кто крайний за душой? Фото №1

– А где я могу найти кого-нибудь нормального?
– Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес».

Пролог

По темно-синему океану небосвода спешат к далекому горизонту облака. Не облака-барашки из безмятежного детства, а кучевые волки, которые, повинуясь природному инстинкту, постепенно сбиваются в беспощадную грозовую стаю. И хотя туч и свинцовых красок на небе еще нет, ощущение будущей бури яростно пронизывает пространство своей неизбежностью. И еще звучит музыка.

Разноголосый хор не поет, не читает молитву. Он ритмично и нервно впечатывает фразы в этот образ грядущего апокалипсиса. Напряжение нарастает с каждым новым аккордом… Вдруг все обрывается спасительной темнотой и тишиной, оглушительной в немом вопросе: что это было? Всего лишь предчувствие грозы…

С этой яркой, образной сцены начинается спектакль «Очередь» в постановке Рубцовского драматического театра – почти эпическое вступление в скрупулезное исследование тайн человеческой души, чем, по сути, и является новая работа театрального коллектива. Но высокопарный стиль моментально рассеивается с появлением на сцене первого персонажа – медсестры Марии с риторическим для нашей страны вопросом: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!» Добро пожаловать на грешную землю…

В очередь, мамины дети!

- Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна – в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

Михаил Булгаков,
«Собачье сердце».

…Полная темнота. Появляется луч фонарика. В небольшом холле перед приемной какого-то целителя он выхватывает из мрака отдельные фрагменты интерьера. Рядом с дверью висит плакат с изображением мужчины и надписью: «Лечу от всех болезней».

На заднем плане – строительные леса. Чуть дальше – картина с изображением человека в римской тоге, моющего руки. В итоге перед зрителями постепенно открывается бывшее помещение закрытой теперь больницы. Разруха и запустение. Обладатель фонарика поднимается по лесам, чтобы попытаться починить электрощит. Медсестра уже адресовала свой отчаянный вопрос. Ещё секунда – и вспыхивает яркий свет. Человек в белом остается на лесах: выясняется, что здесь он в качестве маляра и ему нужно докрасить стену. Медсестра готовится к приему пациентов. Между тем целитель принимает посетителей последний день…

А вот и первый герой из будущей очереди – налоговый инспектор. То есть человек при должности, а значит, с обязательными привилегиями – к целителю по записи. Спустя немного времени появляется второй персонаж из списочного состава – представитель правоохранительных органов. И тоже с амбициями! Дальше – больше.

Очередь пополняется бизнесменом, журналисткой, судьей, профессором, артистом, чиновницей и даже товарищем с Востока – очень разношерстная компания. Объединенная, пожалуй, системными ценностями, точнее – ущербным наличием ценностей человеческих. И еще этой очередью к модному шарлатану.

Бей своих, чтоб чужие боялись

- Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Михаил Булгаков,
«Мастер и Маргарита».

Красной нитью через спектакль «Очередь» проходит тема морального обнищания личности в обществе потребительского хамства, тотального взяточничества, чинопочитания и чудовищной круговой поруки. И примеров приведено немало.

Попался на мошенничестве с недвижимостью – вопрос решит взятка «кому надо» в погонах. А последнего уже раскулачивает дама, которую принято изображать с неуместным в данном контексте, но обязательным атрибутом в руке – весами и повязкой на глазах. Или: только что туалетом нельзя было пользоваться в нарушение санитарных норм, а теперь – можно! Волшебный конверт с дензнаками снова творит чудеса! В террариуме единомышленников каждый за себя. Унизить, оскорбить, прогуляться по головам. А что? В этой очереди выживет только сильнейший. Жалко, что не духом…

Торжество момента

- А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.

- А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.

- И… и что же они там делают? – поинтересовалась девочка, неминуемо краснея.

- Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются…

Льюис Кэрролл,
«Алиса в стране чудес».

 

Новую постановку Рубцовского драматического театра можно смело назвать экспериментальной. Динамично меняющиеся сцены, оригинальная хореография, детально отточенный символизм образов и до боли узнаваемая картина современной жизни, возведенная в гротеск. Да, у нас запросто беженец с Кавказа – врач высшей категории может красить стены. А человек, которого вернули с того света, но сломали при этом ребро, подать в суд на своего спасителя за нанесение тяжких телесных повреждений.

И на этом фоне как-то особенно пронзительно звучат слова безымянного героя: «Не будьте рабами своих желудков, своих денег, своих вещей… Лишнего у вас много. Столько еды добываете, что на диетах сидите. Столько одежды, что за советом пришли – что вредно носить, а что полезно. У кого только необходимое, тот так не мучается… А у вас много – и еще о большем мечтаете.

Хотите, чтобы все, абсолютно все жили честно и правильно. Кроме вас… Чтобы все вокруг жили по десяти заповедям, а вы – по одиннадцатой – «Не попадись». И не надо десяти! Пусть только одна будет – «Не делай другому чего себе не желаешь». По ней живите…»

– Мы хотели попробовать свои силы в непривычной и для нас, и для наших зрителей эстетике, – раскрывает тайну происхождения спектакля режиссер-постановщик и директор РДТ Станислав Спивак. – Насколько эксперимент удался – судить тем, кто находится в зале.

…Финальная сцена – в панике убегающие за кулисы персонажи спектакля и одинокая отчаявшаяся медсестра с безнадежным возгласом в пустоту: «Господи! Этот бардак закончится когда-нибудь?!» Занавес. Зал аплодирует стоя.

Несмотря на глобальность тематики, спектакль смотрится на одном дыхании. Масса иронии, по-настоящему смешных моментов. Это – пессимистическая комедия. Смех сквозь слезы. С неубиваемой надеждой на исцеление: а вдруг получится?

Андрей АЛЕШКЕВИЧ.

Фоторепортаж