Первый канал рекламировал шестисерийный фильм «Крепкая броня»

16:12, 08 мая 2020г, Культура 4392


1
1

«На войне есть место любви» – под таким девизом Первый канал рекламировал свой новый шестисерийный фильм «Крепкая броня», который стартовал в эту среду. Судя по двум первым эпизодам, которые мы успели посмотреть к моменту сдачи номера в печать, для сценаристов танковые сражения были лишь поводом поговорить о любовных треугольниках и прочих фигурах.

Война и любовь, похоже, стали центральной темой для телеканала в эти майские дни. По вечерам на неделе там шел еще и документальный сериал о, скажем так, частной жизни советских маршалов под названием «Любовь на линии огня». Хотя в нем истории как таковой оказалось куда больше.

Добыть эмоцию

Осталось ли еще хоть что-нибудь, что за минувшие десятилетия не было бы сказано о нашей главной войне? Если судить по новому сериалу, то нет: мельчайшие извивы сюжета вы не раз уже видели в нашем военном кино и с большой точностью сможете предсказать, вплоть до реплик артистов. Хотя в нынешние времена и в предсказуемости можно отыскать удовольствие.

С главным героем, курсантом Саратовского танкового училища Василием Русаковым (актер Константин Белошапка), отличником боевой и политической подготовки, мы знакомимся зимой 1942 года. Чуть позже нам вскользь сообщат о нем, что в самом начале войны он потерял отца. Но это не сломило дух нашего героя – рослого, на вид вполне благополучного парня с настырным взглядом (курсанты в сериале вообще пышут здоровьем и блистают отбеленными зубами).

Во время учений он слегка поранил руку – так и познакомился с хорошенькой кареглазой студенткой местного медучилища Машей (Ангелина Стречина), да тут же и назначил ей свидание на главной площади. Вот только увольнительной ему не дали, пришлось идти в самоволку, а там патруль – в общем, замерзшая Маша зря ждала его в поздний час. Зато встретила заботливого капитана Ижикова (Александр Константинов), который – вот неожиданность – тоже влюбился в нее с первого взгляда и где-то на третий день знакомства сделал предложение. И вот уже практичная подруга вплетает сомневающейся Маше в волосы искусственный цветок, объясняя, что война войной, но надо и о будущем позаботиться. Да и где тот курсант-танкист? А тут – целый летчик!

Впрочем, Василия Русакова – к тому моменту уже раненого лейтенанта – Маша скоро вновь встречает в госпитале. Он признается ей в любви, а она – что замужем и беременна. Русаков возвращается на фронт, где знакомится со своим новым экипажем в составе юнца, хитрого немолодого мужика и механика Натальи (актриса Дарья Мельникова, знакомая всем по «Папиным дочкам»). Нам объясняют – она тоже потеряла отца в начале войны и написала письмо лично Сталину, что хочет отомстить фашистам, и ей разрешили учиться. Надо ли говорить, что эта отчаянная девчонка тоже немедленно влюбляется в своего командира?

Описывая свои задачи, продюсер «Крепкой брони» Андрей Кретов говорил в интервью Первому каналу, что давно хотел заняться проектом, посвященным битве на Курской дуге. В воспоминаниях ветеранов отыскались интересные истории. Но центральная тема сериала – взросление и любовь. Режиссер сериала Юрий Лейзеров, для которого «Броня» стала первой военной картиной, высказался еще откровеннее: «Я знаю, что мы ничего нового не скажем о войне. Но мы можем тронуть зрителя, добыть какую-то эмоцию». Кстати, в этом авторам должны помочь песни, написанные Александрой Пахмутовой в соавторстве с Николаем Добронравовым в добротном советском стиле.

Как ни странно, но к концу второй серии мы по-прежнему мало интересного знаем о главной героине Маше – кроме того, что она очень красивая и все в нее влюблены. Даже эпизодическая циничная медсестра из медсанбата (тоже, конечно, клише!) и то получилась более живым и полнокровным персонажем. Ну а в промежутках между нарочито неловкими объяснениями, в которых современные артисты стараются играть советскую целомудренность, мы видим бюджетно снятые сражения с черной дымкой, наброшенной на мирный пейзаж.

Письма с передовой

В документальном цикле «Любовь на линии огня» военный антураж авторы пытаются воссоздавать в черно-белых игровых реконструкциях, в которых реальных людей с архивных фотографий изображают смутно похожие на них артисты. Один из фильмов был посвящен истории маршала Василия Казакова, который в 1943 году (будучи генералом артиллерии) потерял под обстрелом жену – начальника фронтового госпиталя. Она умерла у него на руках, и полгода Казаков был безутешен. Пока на новогоднем празднике не встретил юную связистку Светлану – круглую сироту, которую начальство отправило играть для армейского командования на пианино.

И это тоже была любовь с первого взгляда, в которой, если судить по интервью самой Светланы, записанному в 2010 году, было куда меньше мелодрамы, чем мы воображаем, и больше простоты и честности. Генерал обещал позвонить, как вернется, она сомневалась – а он позвонил. Чтобы пойти на первое свидание, целые чулки девушка собирала по подругам. А дальше были безыскусные письма с передовой, в которых только теплота и нежность. После войны они уже не расставались до самой смерти маршала в 1968 году, воспитывая двух родных дочерей и четверых приемных детей. А о том, как велика была роль Казакова в той войне и насколько новаторскими оказались его решения, между делом нам рассказали военные историки и сотрудники Музея артиллерии, где хранится уникальная коллекция его наград с тремя орденами Суворова I степени.

Фоторепортаж