Первенство по авиамодельному спорту прошло в Алтайском крае

14:00, 01 июня 2016г, Спорт 1540


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

На прошлой неделе обыкновенная поляна близ села Соколово Зонального района превратилась в настоящий аэродром. Там проходило краевое первенство по авиамодельному спорту.

Побороться за звание лучшего авиамоделиста собралось около 50 участников из Барнаула, Бийска, Новоалтайска, Бийского, Павловского и Первомайского районов. Юные техники бережно запускали в небо свои «лайнеры», стараясь не повредить изготовленные с большим трудом модели.

Соревнования, организованные краевым центром информационно-технической работы,  проходили при довольно сильном ветре, что повышало не только скорость полёта, но и риск потерять воздушное судно. В итоге две таймерные модели исчезли за горизонтом. Одну вскоре обнаружили в 7 километрах от места соревнований. Вторую так и не нашли. Хотя на создание такого самолёта уходит в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Автор – одиннадцатиклассник Максим Скрипник из Бийска в качестве утешения получил первое место в классе F-1P (таймерные модели самолётов для юниоров), так как самолёт пробыл в воздухе положенные три минуты.

Похожий случай произошёл на прошлогоднем первенстве края в классе радиоуправляемых моделей. Один из участников отлетал необходимые три минуты и начал снижение в посадочный круг радиусом 15 метров, но ему не удалось совершить этот манёвр. Самолёт вошёл в крутое пике и с большой высоты рухнул на землю, разбившись вдребезги. Тем не менее он упал в положенное место, поэтому «лётчику» было присуждено первое место.

За две-три минуты модель может улететь за несколько километров, а изобретателю приходится за ней бежать, чтобы затем вернуться к месту старта и успеть принять участие в следующем туре. Недаром спортивный авиамоделизм иногда называют комбинацией с лёгкой атлетикой.

Как говорит главный судья соревнований Андрей Шкитин, моделирование позволяет парням освоить множество различных специальностей. Но главное – помогает оторвать детей от компьютерных игр и научить что-то создавать своими руками.

– Сначала мальчишек учат пользоваться инструментами, сооружать простейшие планеры, – отмечает Андрей Шкитин. – Кто увлекается всерьёз – погружается глубже в эту тему. Обрабатывают древесину различных пород, вытачивают детальки на токарном станке, устанавливают двигатель, электронную начинку. И лишь затем запускают свои творения в небо.

По словам главного судьи, чаще всего самолёты разбивают новички, которые занимаются моделизмом первый год. Школьники, имеющие опыт подобных «сражений», выступают, как правило, стабильно.

15-летний бийчанин Андрей Кузнецов, к примеру, приехал испытать своё детище – радиоуправляемый самолёт, который он конструировал в течение года. По словам парня, техника его привлекает с детства, поэтому он и пришёл в авиамодельный кружок три года назад.

– Делать модели не сложно, но это занимает много времени, – со знанием дела говорит Андрей. – С материалами проблем нет, в основном всё заказываем в интернет-магазинах. Корпус делал из самого лёгкого дерева – бальзы, которая растёт только в Южной Америке. Аппаратуру радиоуправления купил бэушную. Самая дорогая часть – двигатель, но он и прослужит дольше всех. Конечно, с нынешним курсом доллара затраты на изготовление заметно выше, но настоящих моделистов это не останавливает. В будущем я хотел бы строить более продвинутые модели и участвовать с ними в престижных соревнованиях.

Энтузиасты авиамоделизма, которые обращают в свою «веру» сотни мальчишек, стараются идти в ногу со временем – и это несмотря на пенсионный возраст. Заменить их просто некому. По словам Владимира Пушенко, педагога центра детского творчества Октябрьского района Барнаула, три года назад при поддержке городской администрации удалось приобрести аппаратуру радиоуправления, что позволило перейти на создание моделей этого интересного класса. Для таких самолётов не требуется большого поля, как для свободнолетающих. Достаточно обычного школьного стадиона. А вот от популярных в советское время кордовых моделей, по словам Владимира Пушенко, пришлось отказаться.

– Моторы дорогие. Кроме того, к ним нужно топливо – эфир, который сейчас уже в медицинских учреждениях практически не достать, – говорит Владимир Пушенко. – Поэтому переходим на электронику.

Большинство первых мест на соревнованиях завоевали бийчане. Именно на «Станции юных техников» наукограда сейчас наиболее продвигается авиамодельный спорт. Руководитель кружка Виктор Попов не даёт зачахнуть делу, которому он посвятил не один десяток лет. У его воспитанников немало трофеев с первенства Сибири и Дальнего Востока, однако в этом году они пропустят окружные соревнования. Всему виной стал недавний пожар, который уничтожил довольно много спортивных моделей.

Кстати, в этом виде спорта и правда первым делом самолёты… Девочки здесь встречаются крайне редко, а на нынешних состязаниях и вовсе замечены не были.

– За всю историю у меня в кружке занимались всего две девочки, – улыбается Виктор Попов. – Одна из них сейчас немного сменила профиль – работает в Швейцарии тренером по парашютному спорту.

По словам Андрея Шкитина, около 10 процентов юных техников поступают в авиационные институты. В том же Новосибирске учится целый десант алтайских моделистов. К слову, при поступлении грамоты и медали краевых соревнований оказались им весьма кстати.

Фоторепортаж