Откуда Центробанк всё знает об экономике

07:43, 26 декабря 2021г, Экономика 1255


Откуда Центробанк всё знает об экономике Фото №1
Откуда Центробанк всё знает об экономике Фото №2
Откуда Центробанк всё знает об экономике Миниатюра №3
Откуда Центробанк всё знает об экономике Миниатюра №3

Банк России на последнем заседании совета директоров поднял свою ключевую ставку до 8,5%. Подобные решения принимаются на основе глубокого анализа экономической ситуации в стране. Какими инструментами пользуется мегарегулятор? Как сегодня складываются дела у субъектов МСП, наиболее пострадавших в пандемию, и на какую поддержку они могут рассчитывать? Все это мы выясняли у Андрея Иванова, управляющего Отделением Барнаул Сибирского ГУ Банка России по Алтайскому краю.

- Андрей Владимирович, расскажите, как Банку России удается увидеть реальную экономическую картину, которая существует в стране? Вы ориентируетесь только на статистику или есть дополнительные инструменты?  

- Конечно, Банк России располагает официальной статистикой. Финансовые организации предоставляют нам отчеты. Также мы обмениваемся данными с другими ведомствами. Например, с Министерством экономического развития, Росстатом, структурами, занимающимися поддержкой бизнеса, и так далее. Статистические данные важны и показательны, но они поступают как правило с некоторым лагом. По официальной статистике мы можем понять тенденции и динамику на определённом временном промежутке, но она не всегда отражает полную картину, причины происходящего. Поэтому без постоянного взаимодействия с реальным сектором экономики, без комментариев бизнеса в нашей работе просто не обойтись. За сухими цифрами нужно увидеть реальную жизнь. И помочь в этом могут только сами предприниматели. Поэтому специалисты Банка России регулярно проводят исследования состояния экономики, что называется «в полях», и узнают ситуацию из первых уст от представителей отрасли. Для этого существует специальный проект Банка России – мониторинг предприятий.

- Таким мониторингом занимаются и специалисты у нас в Алтайском крае? Как это происходит? Охотно ли предприниматели идут на контакт?    

- Да, экономисты нашего Отделения опрашивают компании, которые работают в крае. На основе этого им удается наиболее полно оценить экономическую обстановку в регионе. Понять, какие ожидания есть у бизнеса, в том числе по инфляции. Выяснить планы предпринимателей на ближайшее время. Возможно, они хотят расширить свое производство или напротив, свернуть его часть. Опросы проводятся методом анкетирования. Анкеты направляются непосредственно руководителю предприятия, но это также могут быть главный бухгалтер или финансовый директор. Их ответы поступают по электронной почте, но нередко наши специалисты проводят опросы прямо в ходе телефонного разговора или личных встреч. Многие предприниматели охотно идут на контакт, хотя, конечно, есть и те, кто не готов раскрывать свои сведения по тем или иным соображениям. Кто настроен на сотрудничество, понимает важность такого мониторинга. Некоторые предприниматели не только отвечают на предложенные вопросы, но и делятся дополнительной интересной информацией о событиях на своем предприятии. Мы, в свою очередь, также готовы им предоставлять ряд сведений, которые не являются конфиденциальными, но могут быть полезны для участника опроса.  Мы направляем материал об  оценке ситуации на рынке в их сфере деятельности. Нововведением этого года стала возможность, прямо на сайте Банка России cbr.ru подать заявку тем, кто желает стать участником нашего мониторинга.

- Полученная от предпринимателей информация используется именно для принятия решений по денежно-кредитной политике? 

- Да, в основном. Информация обрабатывается, готовится региональный анализ. Затем выводы передаются уже на другие уровни – сибирский и непосредственно федеральный уровень, где собственно и принимаются ключевые решения по денежно-кредитной политике. Банк России учитывает ситуацию в регионах. Для проведения эффективной денежно-кредитной политики это просто необходимо.

- Какие конкретно задаются вопросы? Приведите примеры

- У нас есть разные виды анкет. В конъюнктурной анкете вопросы касаются того, что происходит в производстве продукции, каков спрос. Затрагивается динамика цен, обсуждаются издержки и риски в работе компаний. Например, результаты опроса за октябрь показывали ослабление роста цен на готовую продукцию организаций. Это отмечали предприятия сельского хозяйства и оптовой торговли. Информация из конъюнктурной анкеты позволяет нам понять ценовые ожидания бизнеса на ближайшие три месяца. Например, по последнему опросу, краевой бизнес ожидает, что отпускные цены в следующие три месяца на выпускаемую продукцию будут повышаться, но слабее, чем это было ранее. Мы делаем вывод, как будет меняться кривая индекса цен. И выносим предложение по изменению ключевой ставки Банка России. Вторая анкета раскрывает инвестиционную деятельность предприятий. В ней мы интересуемся планами организаций относительно их вложений в этом году, просим оценить инвестиционный климат в регионе. В финансовой анкете собраны вопросы, касающиеся бухгалтерской отчетности компаний. Эта информация позволяет нам оценить финансовое положение организаций, их устойчивость на рынке. Все это требуется для анализа экономической обстановки в регионе. А в этом году была запущена новая анкета о доступности финансовых ресурсов. В ней есть вопросы о возможностях и проблемах предприятий при привлечении таких ресурсов. По итогам первого полугодия 2021 года был сделан первый опрос. И он показал, что наиболее популярными способами привлечения средств были кредиты банков, а также лизинг. Но предприятия берут и займы в микрофинансовых организациях, используют краудфандинг, биржевые инструменты, например, облигации.

- Сколько участников по краю? Этого достаточно, чтобы сделать правильные выводы?

- Выборка вполне репрезентативная. Сегодня это 190 предприятий. И они работают в ведущих отраслях экономики – сельском хозяйстве, промышленности, торговле. Большая часть – малый и средний бизнес. И это очень важно – понимать, какая ситуация складывается именно в сегменте МСП. Крупный бизнес может иметь больший запас ресурсов, чтобы, допустим, держаться на плаву в кризисный период. Не зря ведь в прошлом году, когда начался коронавирус, и мы столкнулись с ограничениями, меры поддержки были разработаны в первую очередь для МСП.

- А сколько кредитов бизнес получил в этом году? Не выросла ли просроченная задолженность из-за пандемии? 

- По итогам 10 месяцев этого года юридические лица и индивидуальные предприниматели Алтайского края получили 183 млрд рублей кредитов, что на 13% больше, чем в том же периоде прошлого года. Более половины этих средств заняли именно субъекты малого и среднего бизнеса. Качество кредитного портфеля МСП улучшилось. Доля просроченной задолженности за год снизилась с 13% до примерно 10%. Массового обращения заемщиков за реструктуризацией не происходило в 3 квартале этого года. Хотя Банк России рекомендовал кредиторам идти навстречу малому и среднему бизнесу при запросах на реструктуризацию кредитов. Эта рекомендация действует до конца года. Она, кстати, относится не только к банкам, но и к микрофинансовым организациям.  

- Скажите, какие все-таки проблемы бизнесмены считают сегодня самыми острыми? 

- Пожалуй, самая болезненная проблема этого года – значительное увеличение издержек предприятий. Ведь выросла стоимость сырья и материалов у поставщиков из-за роста мировых цен. Ситуация в различных отраслях экономики постепенно улучшается. В настоящее время подавляющая часть предприятий работает, нет массовой безработицы. Наоборот, в некоторых секторах есть кадровый голод.

Фоторепортаж