Отчет губернатора Александра Карлина об итогах социально-экономического развития Алтайского края в 2013 году

15:50, 27 февраля 2015г, Политика 3156


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Несмотря на то, что отчет Губернатора о результатах деятельности Администрации края перед краевым Законодательным Собранием носит ежегодный характер, невозможно представить себе сколько-нибудь обстоятельного анализа социально-экономического положения региона и деятельности исполнительной власти вне более длительного временного контекста. Ведь многое из достигнутого сегодня является, с одной стороны, следствием последовательной работы предшествующих лет, с другой – выступает залогом решения перспективных задач в социальной сфере и экономике.

В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть значимость документов стратегического и среднесрочного планирования как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Напомню, что подавляющее большинство действующих документов этой направленности подготовлены и реализуются при непосредственном участии депутатского корпуса.

Ежегодный отчет – дополнительная возможность публичного конструктивного диалога двух ветвей власти, открытого общественного обсуждения приоритетных вопросов развития региона.

Второй год региональная управленческая политика базируется на выполнении задач майских указов Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, являющихся ее безусловным приоритетом. Обозначенные задачи затрагивают наиболее актуальные для каждого человека вопросы: обеспечение жильем, рабочими местами и достойной заработной платой, качественными медицинскими услугами, местами в дошкольных образовательных учреждениях. Названные направления не являются для нас новыми, но масштабы и темпы работы значительно возрастают. У нас есть существенные подвижки в реализации каждого из указов.

На осуществление мероприятий указов в минувшем году направлено около 5 млрд. рублей, из которых на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы потрачено 2,2 млрд. рублей, из них 1,7 млрд. рублей поступило из федерального бюджета в виде дополнительной финансовой помощи.

В регионе проводится взвешенная, социально ориентированная бюджетная политика. Две трети бюджетных расходов (68%, или 60 млрд. рублей) приходится именно на социальную сферу – образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения, спорт. 20% направлено на поддержку экономики, что является максимальным значением за последние 8 лет (в 2005 году - 12%). Собственные доходы консолидированного бюджета края приблизились к отметке 52 млрд. рублей, увеличившись за год на 3,6 млрд. рублей.

Государственный долг остается на минимальном уровне. По сравнению с 2005 годом, несмотря на высокие социальные обязательства, сложные макроэкономические условия, нам удалось на порядок сократить его отношение к собственным доходам (на 01.01.2005 госдолг составлял 57%, сегодня – 4% от собственных доходов консолидированного бюджета). В результате удержаны высокие позиции региона в кредитном рейтинге, а долгосрочные прогнозные оценки ориентированы на стабильность.

В крае продолжает улучшаться демографическая ситуация. В 2013 году естественная убыль населения сократилась в 1,5 раза, а по сравнению с 2005 годом – в 10,6 раза! За последние 8 лет смертность населения сократилась более чем на 20%, тогда как в период 1998-2005 годов наблюдался ее прирост на 15,4%.

В 2013 году итоги деятельности промышленных предприятий соответствуют среднероссийскому уровню. Несмотря на природные катаклизмы, которые два года преследовали наших крестьян, удалось собрать достойный урожай, заготовить двойной запас кормов, нарастить мощности в животноводстве. Численность официально зарегистрированных безработных граждан сократилась на 22,5%, составив 1,9% по отношению к экономически активному населению. Объём инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 годом увеличился на 4,2%, составив 93 млрд. рублей. В целом рост региональной экономики по итогам 2013 года оценивается в 104%. На фоне общего замедления глобальных экономических процессов это является достойным результатом!

Мы отчетливо понимаем, что конкурентоспособным сегодня может быть только регион с развивающейся экономикой. А средства на совершенствование социальной сферы, инженерной инфраструктуры краю необходимо зарабатывать самому, повышая доходную часть бюджета, выстраивая партнерские отношения с бизнесом. В этих условиях требуется в полную силу задействовать новые факторы развития: благоприятный инвестиционный климат, современные технологии, высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда. Необходимо следовать намеченному стратегическому курсу, сосредоточившись на выбранных приоритетных направлениях: современное промышленное и сельскохозяйственное производство, инфраструктура и инновации.

Индекс ведущего сектора региональной экономики - промышленного производства за год составил 100,3%, продукции потребителям отгружено на общую сумму 240 млрд. рублей. В отдельных видах деятельности отмечался существенный рост объемов производства.

Продолжает наращивать мощности добывающая промышленность. За период 2006-2013 годов доля добывающего сектора в общем объеме промышленного производства увеличилась в 6 раз, а объемы отгрузки - в 16 раз.

Основной вклад в формирование объемов промышленного производства вносит обрабатывающая отрасль. За 8 лет она прошла фазу активной модернизации, поиска новых потребительских ниш, внедрения современных технологий, привлечения научного потенциала.

Тренд последних лет для машиностроения - открытие новых сборочных производств, расширенный и обновленный ассортимент, совершенствование качественных характеристик выпускаемой продукции, выстраивание внутренних кооперационных связей крупных и мелких производителей, в том числе на кластерной основе. Только в 2013 году появилось около десятка новых образцов сельскохозяйственной техники и агрегатов, выпускаемых алтайскими предприятиями кластера аграрного машиностроения. В 2013 году на их базе выпущено более 700 различных единиц техники.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности сработали с хорошим результатом (прирост в 2013 году - 3,4%). По сравнению с 2005 годом объем производства пищевых продуктов вырос в 1,7 раза, что является одним из лучших показателей в стране.

По итогам 2013 года получены рекордные в истории края объемы производства муки (1,5 млн. тонн) и крупы (301,5 тыс. тонн). Алтай продолжает оставаться на лидирующих позициях среди российских регионов по производству муки, крупы, жирных сыров, сухой молочной сыворотки, макаронных изделий, животного масла, мясной продукции, растительного масла.

Отрасль является передовой по объему осваиваемых инвестиций, выпуску широкого ассортимента современной конкурентоспособной продукции, внедрению инновационных технологий в производство. За последние 8 лет объем инвестиций составил около 18 млрд. рублей, что в 4 раза превышает уровень инвестиционных вложений периода 1998-2005 годов. Мощности по переработке зерна увеличены в 1,4 раза, молока – в 1,2 раза, скота и птицы - в 2,7 раза, масличных культур - в 2,4 раза, сахарной свеклы – в 1,3 раза. Дальнейшее наращивание потенциала предполагает использование технологий максимально глубокой переработки сельскохозяйственного сырья.

Важной темой прошедшего года стало принятие долгосрочной целевой программы «Развитие индустрии детских товаров в Алтайском крае» на 2013 – 2015 годы и на период до 2020 года. Финансирование программных мероприятий предусмотрено в объеме 4,2 млрд. рублей, из них почти половина - средства краевого бюджета.

Среди значимых для региона событий стал запуск на ОАО «АгроСиб-Раздолье» линии розлива растительного масла в потребительскую тару под торговой маркой «Янтарь-Алтай», на Бочкаревском пивоваренном заводе - линии по розливу уникальной природной минеральной воды «Завьяловская». В крае создано современное производство упаковки для химической, фармацевтической и косметической продукции (аэрозольные баллоны и тубы). Предприятие «Линхардт-Алтай», учредителями которого наряду с ЗАО «Алтайвитамины» выступили германская и австрийская компании, стало первым предприятием за Уралом, которое наладило выпуск жизненно необходимой для нужд российского фармацевтического рынка продукции. На барнаульском вагоноремонтном заводе в конце 2013 года запущено новое производство вагонов-хопперов для перевозки зерна.

Эффективной формой взаимодействия с бизнес-сообществом являются соглашения с собственниками предприятий: Администрация края реализует меры инвестиционной и иной поддержки, а бизнес - сохранения и развития производства, обеспечения налоговых поступлений, решения социальных вопросов. В 2013 году заключено более десятка новых соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, а всего их действует более 20. Такая работа продолжится в дальнейшем.

В 2013 году на реализацию инвестиционных проектов в моногорода направлено около 2 млрд. рублей. Большая часть средств (более 1,5 млрд. рублей) вложена в развитие индустриального парка «Новоалтайск Южный», где создано более 900 новых рабочих мест. Программы развития моногородов имеют долгосрочный характер и рассчитаны до 2020 года.

Развитие аграрного производства в сочетании с опорой на промышленный сектор делает экономику региона более сбалансированной, мобильной, гибкой.

Прошедший год существенно укрепил сырьевую базу для дальнейшего устойчивого развития пищевых и перерабатывающих производств. В непростых погодных условиях собрано 4,9 млн. тонн зерновых культур (в весе после доработки), что является четвертым результатом в России, а по объемам производства гречихи край является лидером. Урожайность сахарной свеклы (376,7 ц/га) стала наивысшей за всю историю развития свекловодства на Алтае. Валовой сбор составил более 660 тыс. тонн.

В 2013 году сохранен третий результат в России по объему производства молока (1364 тыс. тонн), девятый - по производству скота и птицы на убой (336,1 тыс. тонн). По производству говядины край вышел на лидерские позиции в округе и занял третье место среди российских регионов. Значительно нарастить объемы производства говядины позволила реализация программы по поддержке мясного скотоводства. С 2008 года поголовье мясного и помесного крупного рогатого скота в регионе увеличилось почти в 2,5 раза, а производство высококачественной говядины - в 5,7 раза.

Последние 8 лет сельскохозяйственное производство развивалось на интенсивной основе, в результате чего среднегодовые показатели этого периода существенно выше предшествующей восьмилетки, особенно по выращиванию технических культур: по сахарной свекле в 1,6 раза (478 тыс. тонн против 295 тыс. тонн), а по подсолнечнику – в 2,1 раза (262 тыс. тонн против 126 тыс. тонн). В 2005 году средний надой на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях края составлял 2988 кг, сегодня – 3764 кг, а максимальная продуктивность – более 8 тыс. кг. В 1,4 раза увеличилось поголовье свиней при его сокращении в предшествующий восьмилетний период на 12%. Уровень производства скота и птицы в 1,3 раза превышает показатель периода 1998 – 2005 годов.

На модернизацию производства за последние 8 лет только крупными и средними организациями в аграрном секторе направлено более 40 млрд. рублей. Большая часть средств пошла на техническое перевооружение, что и стало основным фактором повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Приобретено более 7,6 тыс. единиц высокопроизводительной техники, в том числе в 2013 году – 830 единиц. Комбайнов в прошлом году было приобретено в 1,6 раза больше, чем в 2012 году.

За 8 лет в регионе появилось 12 крупных животноводческих комплексов нового поколения с совершенно новыми технологическими решениями и качественными стандартами. В стадии реализации находятся 4 проекта, в которые будет инвестировано более 7 млрд. рублей. На прединвестиционной стадии находятся проекты по созданию крупнейшего за Уралом откормочного комплекса ООО «Алтайское мясо» на 20 тыс. голов маточного поголовья КРС мясных пород и молочного комплекса ООО «Холод» на 2200 голов КРС.

Модернизация агропромышленного комплекса ориентирована на сочетание индустриализации производства и развитие малого бизнеса. В рамках программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств направлено в 2013 году 126 млн. рублей государственных средств, а всего с начала действия программ – около 240 млн. рублей.

Региональная программа «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм» за три года реализации вышла далеко за пределы изначально заложенных параметров. В результате к концу 2013 года её участниками стали 189 сельхозтоваропроизводителей, которыми построено, реконструировано и модернизировано 354 объекта животноводства, в эксплуатацию введено 232 тыс. постановочных мест, создано более 800 новых рабочих мест. В связи с высокой эффективностью реализации программы прорабатывается вопрос о ее пролонгации на период до 2020 года. На строительство и реконструкцию в 2014 году заявлено 89 объектов на 106 тыс. постановочных мест.

На господдержку аграрной отрасли и социальной сферы села в минувшем году направлена беспрецедентная сумма господдержки - более 6,4 млрд. руб., что на 24% больше, чем в 2012 году. Из федерального центра получено 5,1 млрд. рублей. Важно подчеркнуть, что основной объем средств - 2,2 млрд. рублей - поступил на счета аграриев до начала посевной кампании, что сыграло важную роль в ее подготовке. Помимо новых форм господдержки отраслей растениеводства и животноводства (на га пашни и на 1 литр реализованного товарного молока) поддержка была оказана хозяйствам, занимающимся развитием племенного животноводства, промышленного свиноводства, пчеловодства, предприятиям, производящим продукцию растениеводства в защищенном грунте, выращивающим и перерабатывающим лен. В числе направлений, поддержанных в 2013 году в рамках технической и технологической модернизации, - субсидирование части затрат, понесенных аграриями при покупке тракторов К-744 алтайской сборки.

Всего за последние восемь лет из федерального бюджета в край на поддержку сельского хозяйства (с социальным развитием) привлечено более 22,5 млрд. рублей, а общий объем финансирования отрасли из бюджетов всех уровней составил 36,3 млрд. рублей.

Об эффективности реализованных за последние 8 лет мер государственной поддержки свидетельствует увеличение по сравнению с уровнем 2005 года объема производства продукции сельского хозяйства на 1 га пашни в 2,8 раза, на душу населения - в 3,2 раза.

Мы благодарны Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за особое внимание к развитию аграрного сектора страны, за беспрецедентную поддержку ее аграрных регионов.

Отдельным сектором экономики, с каждым годом набирающим обороты, становится туризм. Третий год подряд наш регион становится победителем в номинации «Лучший регион для путешествий по России» самой престижной отечественной премии в области путешествий «Моя планета». А инвестиционный проект «Белокуриха-2» получил высшую награду как «Лучший проект лечебного курорта».

По итогам прошедшего туристического сезона Алтайский край посетило около 1,6 млн. туристов, в туристическую отрасль вложено 2,6 млрд. руб., из них 2,1 млрд. рублей – средства частных инвесторов. Всего за последние 8 лет общий турпоток в Алтайском крае увеличился до 9,1 млн. человек, что в 2,5 раза превышает показатель периода 1998-2005 годов.

Такие темпы развития туризма были бы невозможны без принятия руководством страны решения о формировании на территории региона особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и включения в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» двух наших крупных проектов по созданию туристских кластеров «Белокуриха» и «Золотые ворота».

На территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» готова к введению в эксплуатацию большая часть объектов внутренней инфраструктуры.

Резидентами введено в эксплуатацию 18 туристских объектов, из них 6 – в 2013 году. Объем частных и государственных инвестиций, направленных на развитие особой экономической зоны, превышает 5,8 млрд. рублей, причем только за 2013 год частные инвесторы вложили более 247 млн. рублей.

В 2013 году ОЭЗ посетили 385 тыс. человек, а с 2007 года - более 1,5 млн. человек.

В крае функционирует 25 туристских маршрутов, большая часть которых вошла в Малое и Большое Золотое кольцо Алтая.

В направлении инфраструктурного развития приоритетной темой является строительство, включая жилищное строительство.

Объем строительных работ по итогам прошлого года превысил 30 млрд. рублей (ИФО - 100,3%). При этом значительно увеличилась обеспеченность строительными материалами собственного производства.

В 2013 году в эксплуатацию введено более 663 тыс. кв. метров жилья, в том числе 350 тыс. кв. метров - индивидуального. За год более 9,6 тысячи семей решили свои жилищные проблемы за счет нового строительства, что является главным показателем результативности работы в этой сфере.

По объему вводимого жилья край занимает 6 место среди субъектов СФО, 3 место - по объемам введенного жилья населением и лидирует (в течение ряда лет) по объемам жилья, построенного в сельской местности.

За период 2006-2013 годов в крае введено около 5 млн.кв.метров жилья – это в 1,5 раза больше, чем за предшествующую восьмилетку (3,3 млн. кв. метров).

Мы поддерживаем развитие индивидуального строительства. В 2013 году для этих целей был предоставлен 2251 земельный участок общей площадью 330 га, половина из них - бесплатно. Если эти цифры перевести в стоимостную оценку, то государственная поддержка составила около полумиллиарда рублей. За счет средств родовых сертификатов на строительство жилья гражданами направлено 218,5 млн. рублей, 4,4 млрд. рублей – на погашение ранее взятых жилищных кредитов.

Государственная поддержка молодых и многодетных семей, молодых учителей, военнослужащих и других социальных категорий населения, приобретение жилья в ипотеку позволила более чем 20 тыс. семей улучшить жилищные условия в 2013 году.

В целях развития и формирования рынка арендного жилья реализуется пилотный проект строительства 160-квартирного жилого дома для работников учреждений медицинского кластера, его реализация начнется в текущем году (42 млн. рублей заложено в краевой адресной инвестиционной программе на 2014 год).

В крае активно используется комплексный подход к застройке территорий с их обеспечением всей необходимой инженерной, социальной инфраструктурой – формируются своего рода жилищные кластеры. Таких территорий на сегодня более 300 га, а планируемый объем ввода – 1,5 млн. кв. метров общей площади жилых домов.

Еще одно направление – ветхое и аварийное жилье. За 2006-2013 годы совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ из аварийного жилищного фонда переселено более 6 тыс. человек. До 2006 года программ по переселению граждан из аварийного фонда не реализовывалось. В течение ближайших трех лет будут расселены жильцы еще 543 ветхих и аварийных домов.

Для поддержания жилого фонда в надлежащем состоянии ежегодно реализуется программа капитального ремонта. В текущем году в плане около 150 домов, включая масштабную замену лифтов, ремонт кровель, фасадов и подъездов. За последние 8 лет капитально отремонтировано 3,8 тыс. многоквартирных домов (за период 1998-2005 годов – 213).

Решается и еще одна проблема наследия прошлых лет - проблема обманутых дольщиков – граждан, пострадавших в результате мошеннических действий ООО СП «Барнаулстрой» (1026 человек) и других застройщиков. В результате принятых мер достроены и введены в эксплуатацию три многоквартирных жилых дома, в 2013 году построен жилой дом на 130 квартир (общей площадью 6332 кв. м) по ул. Глушкова, д. 16.

В текущем году будут достроены три оставшихся «проблемных» дома и введен в эксплуатацию 12–этажный жилой дом на 276 квартир, который мы строим на долевых условиях с администрацией города и пострадавшими гражданами.

Исправное состояние и эффективность работы ЖКХ влияет не только на качество жизни, социальное самочувствие жителей, но также являются ключевым фактором безопасности с учетом наших климатических условий.

В регионе действуют 208 управляющих компаний. Но не все отличаются необходимым качеством работы. Ставка должна быть на честных и профессиональных специалистов. Ситуацию необходимо кардинально менять. Поэтому поручаю Госинспекции Алтайского края до 1 июля составить рейтинг управляющих организаций по критериям удовлетворенности жителей их работой и уровню задолженности за поставленные ресурсы, а также сделать отдельный «чёрный» список проблемных организаций. Оба списка должны быть размещены в открытом доступе.

На развитие сферы ЖКХ, включая газификацию, в 2013 году направлено более 2 млрд. рублей. В районах и городах края построено и реконструировано 398 километров тепловых и водопроводных сетей, 304 километра газораспределительных сетей, газифицировано 7295 домовладений, переведено на газ 108 котельных.

Не могу не затронуть и другую тему, активно и остро обсуждаемую сегодня в обществе. Это вопрос установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии.

Правительством готовится проект распоряжения о переносе срока применения социальной нормы до 2016 года и наделении полномочиями субъектов Российской Федерации в части принятия решения. Мы такого решения в ближайшие два года принимать не планируем.

Успешное развитие территории возможно только в условиях постоянного совершенствования региональной институциональной среды, которая создает благоприятную почву для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности, внедрения инноваций.

Рост инвестиционной активности наблюдается в крае четвертый год подряд, его темпы выше среднероссийских. Мы последовательно проводим политику по выполнению Указа Президента Российской Федерации о выходе к 2015 году на 25-процентную норму накопления капитала (если в 2005 году она составляла 16,8%, то в 2013 году приблизилась к 23%). По итогам прошедшего года объем инвестиций в основной капитал составил около 93 млрд. рублей.

Решен ряд важных задач развития транспортной и энергетической инфраструктур. В 2013 году завершено строительство транспортного обхода г. Бийска, введён в эксплуатацию после окончания капитального ремонта участок федеральной автотрассы А-322 «Барнаул – Рубцовск - граница с Республикой Казахстан» протяжённостью более 16 км, существенно увеличены темпы ремонта и реконструкции федеральных и региональных дорог.

В 2013 году полностью решены вопросы установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям - действуют все предусмотренные законодательством виды платы. Тарифы на основе долгосрочных параметров в электросетевом комплексе устанавливаются в крае с 2012 года. В сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми бытовыми отходами переход на долгосрочное регулирование будет осуществлен в течение 2014-2015 годов.

Мы постоянно совершенствуем нормативную правовую базу и внедряем новые инструменты поддержки реализации инвестиционных проектов. Напомню, что с 2013 года начали действовать дополнительные преференции для инвесторов, успешно завершивших реализацию инвестиционных проектов, в виде увеличения сроков возмещения затрат по налогу на имущество: для сельскохозяйственных организаций с трех до восьми лет, для предприятий остальных видов экономической деятельности – на срок до пяти лет.

Комплексный подход к повышению инвестиционной привлекательности территорий нашел свое отражение в Стандарте деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, все 15 разделов которого уже активно реализуются. Все мероприятия Стандарта будут выполнены в сроки, установленные «дорожными картами». В рамках Стандарта утверждены Инвестиционная стратегия и Инвестиционная декларация Алтайского края.

В целях организации новых высокотехнологичных производств создан индустриальный парк «Новоалтайск Южный», территория которого распределена между участниками первой очереди. В числе «якорных» проектов парка - строительство распределительного логистического центра, который уже введен в эксплуатацию, проекты по организации производства аскорбиновой кислоты, ряд проектов в стройиндустрии. Следующий этап, к которому приступаем в текущем году, - обустройство парка инженерной инфраструктурой. Предметно прорабатываются с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации вопросы строительства технопарка в городе Барнауле, индустриального парка в наукограде Бийске.

Минрегионом России поддержано предложение Администрации края по внедрению механизмов управления Барнаульской агломерацией в качестве одной из пилотных территорий Российской Федерации, в которой сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, значимые транспортные узлы. При этом более половины инвестиционных ресурсов направляется на создание новых производственных мощностей, в том числе высокопроизводительных рабочих мест.

Мы продолжили практику участия в максимально возможном количестве программ и проектов федерального центра. Объем бюджетных ассигнований за последние восемь лет составил более 91 млрд. рублей (для сравнения: за предшествующую восьмилетку эта цифра была в 6,5 раза меньше – 14 млрд. рублей).

Объем финансирования краевой адресной инвестиционной программы за 2005-2013 годы за счет средств краевого бюджета превысил 24,6 млрд. рублей (за предыдущие 8 лет - 3,4 млрд. рублей). Это позволило ввести в эксплуатацию более 630 объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, их них в 2013 году – 39. За 1998-2005 годы введено только 126 объектов.

В целом накопленный инвестиционный портфель и высокие результаты реализации проектов в прошедшем году позволяет прогнозировать на 2014 год уровень объема инвестиций в размере 100 -110 млрд. рублей.

В майских указах Президента Российской Федерации поставлен комплекс задач по улучшению условий веденияпредпринимательской деятельности, обеспечению эффективного и качественного взаимодействия власти и бизнеса, снижению неоправданных административных барьеров, в первую очередь с экономической точки зрения.

Особенностью региональной политики поддержки и развития предпринимательства в последние годы является активное содействие субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере материального производства, на рынке социальных услуг, а также укрепление действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства. В 2013 году в регионе начали работу новые объекты: центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов бизнеса, фронт-офис поддержки предпринимательства, предоставляющий широкий спектр информационных и финансовых услуг в режиме «одного окна». Введен институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае. Утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2025 года.

В рамках реализации региональных программ поддержки и развития предпринимательства, действующих с 2008 года, помощь оказана более 5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму более 2 млрд. рублей. На предприятиях, ставших получателями государственной поддержки, обновлено 769 единиц техники и оборудования общей стоимостью более 1,7 млрд. рублей, проведены мероприятия по повышению энергоэффективности производства.

В отраслевой структуре поддержанных хозяйствующих субъектов основную долю занимают организации, работающие в сфере обрабатывающих производств и услуг.

Как следствие, показатель инвестиций в основной капитал малых предприятий за 6 лет увеличился в 3,4 раза, составив более 10% от их общего объема.

В настоящее время в предпринимательском секторе насчитывается более 90 тыс. хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают рабочими местами 43% трудоспособного населения региона. Консолидированный бюджет края в 2013 году на четверть сформирован за счет поступлений от субъектов предпринимательской деятельности. На 1 рубль бюджетных средств, использованных на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, в виде налогов в бюджеты различных уровней вернулось 7 рублей (в 2011 году – 5).

Принята государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 2014 - 2020 годы, на реализацию мероприятий которой за весь период планируется направить средства краевого бюджета в сумме 562 млн. рублей, из федерального бюджета – более 1,6 млрд. рублей. В качестве новых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства будут созданы бизнес-инкубаторы производственного типа в г. Рубцовске, аграрно-туристической направленности - в г. Славгороде. В г. Барнауле появится технопарк, который послужит площадкой для дальнейшего расширения инфраструктурных объектов кластерных инициатив - центров прототипирования, субконтрактации и инжиниринга в сфере биотехнологий.

Прошедший год ознаменован важным с точки зрения признания достигнутых Алтайским краем результатов в области инновационного развития событием - вступлением в Ассоциацию инновационных регионов России.

Продолжается системная работа по совершенствованию законодательного и инфраструктурного обеспечения модернизационных процессов, реализации кластерных инициатив, развитию сферы научных исследований. В сентябре прошлого года с учетом восьмилетнего опыта принят новый закон Алтайского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае», который придаст импульс эффективному взаимодействию власти, бизнеса и науки.

Существенным фактором роста инновационной активности в реальном секторе экономики выступает государственная поддержка технологической модернизации предприятий. Затраты компаний на инновации субсидируются на региональном уровне с 2010 года. Суммарный объем государственной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса без учета микрозаймов и поручительств региональных фондов в 2013 году составил 130 млн. рублей, что в 3,5 раза превышает уровень 2006 года.

Только за последний год за счет федеральных ресурсов профинансированы 63 проекта на общую сумму более 223 млн. рублей. За прошедшие 8 лет победителями конкурсных процедур на реализацию проектов привлечено порядка 860 млн. рублей, более полумиллиарда рублей направлено из внебюджетных источников.

Драйверами экономического роста выступают созданные инновационно-производственные кластеры. За счет средств краевого и федерального бюджетов для предприятий региональных кластеров создаются центры коллективного пользования оборудованием: приобретаются исследовательские комплексы, станки, в том числе уникальные, не имеющие аналогов в России. При этом формируемые объекты инфраструктуры нацелены на решение многоаспектных задач.

Шестой год функционирует первый в Российской Федерации биофармацевтический кластер. Период его становления характеризуется строительством новых цехов, модернизацией технологических линий, проведением масштабных научно-исследовательских изысканий, расширением интеграционных процессов, выходом на федеральный уровень и участием в формировании технологических платформ.

Эффективность деятельности Алтайского биофармацевтического кластера подтверждается положительной динамикой основных показателей. Доля внутрироссийского рынка превысила 20 %, номенклатура продукции составила более 1000 наименований, размер финансирования НИОКР достиг 1,5 млрд. рублей, объем выпуска продукции возрос в 2,6 раза, составив 16,3 млрд. рублей.

Положительные результаты в экономике – это реальная возможность более энергично решать вопросы повышения уровня жизни населения.

Индексация зарплат в 2013 году была проведена всем работникам бюджетной сферы. Более быстрыми темпами повышалась зарплата врачей, учителей, работников дошкольного образования, преподавателей и мастеров производственного обучения. Заработная плата ряда категорий работников достигла целевых показателей, установленных в «дорожных картах», и превысила их.

Среднемесячная номинальная зарплата в регионе за минувший год выросла на 12,5 %, что выше, чем по России (на 0,2 п.п.), за последние 8 лет - в 3,7 раза, что также превышает среднероссийское значение.

Тем не менее по абсолютному значению средней зарплаты – чуть более 18 тыс. рублей (18007,6) - край занял только 12 место в СФО и лишь 76 по России. И это среднее значение! Огромное число наших граждан живет за пределами этих цифр. Причем это наследие нам досталось еще со времен начала рыночных преобразований. Если в начале 90-х годов наш уровень заработной платы был приближен к среднеокружному значению (а по сельскому хозяйству превышал его, занимая четвертую строчку в рейтинге), то уже с середины 90-х и вплоть до 2005 года наши позиции только утрачивались. За последние 8 лет динамика начала меняться в лучшую сторону (за 2006-2013 годы соотношение региональной и среднеокружной заработной платы улучшилось на 8 п.п. - по 1 п.п. в год), но темпы роста недостаточны. Разрыв на сегодня составляет 30%!

Последние несколько лет пристальное внимание мы уделяли заработной плате в сельском хозяйстве. Здесь произошли существенные перемены. Заработная плата в отрасли за последние 8 лет увеличилась в 5 раз! Более чем в полтора раза (в 1,6) сократился разрыв от средней заработной платы по краю, на 12 п.п. - от отраслевого среднероссийского значения.

Совсем иная картина наблюдается в ряде других секторов экономики – деревообработке, издательской и полиграфической деятельности, транспорте. Все соотношения у нас год от года меняются в отрицательную сторону. Особенно недопустима ситуация в строительной отрасли. При отсутствии существенной разницы в стоимости 1 кв. метра жилья по округу средняя заработная плата в крае составляет 17 тыс. рублей, в соседних регионах СФО достигает 30 тыс. рублей.

Многие жители края получают заработную плату меньше, чем средняя по региону. Для некоторых цифра в 8 -10 тысяч – это суровая реальность.

Рост доходов наших граждан не должен целиком и полностью достигаться за счет бюджетной составляющей - зарплат бюджетников, социальных выплат. Смысл конституционной нормы о социальном государстве именно во взаимной ответственности государства, общества и бизнеса.

Обращаюсь к депутатскому корпусу. Необходимо выстроить законодательство так, чтобы работодатели предоставляли сведения не только о средней, но и о фактической минимальной зарплате. Это позволит нам знать реальное положение дел на конкретном предприятии. В отраслевых соглашениях мы должны ставить ориентиры среднеокружные. Необходимо подумать над тем, как законодательно отрегулировать соотношение зарплат руководства и рядовых сотрудников.

Низкие зарплаты формируют для региона целый комплекс слабых позиций и проблем. Низкие зарплаты рождают и психологический дискомфорт, негативное настроение, желание выехать за пределы региона. Власть, даже самая лучшая, не в состоянии в одиночку справиться с этими проблемами. Огромная часть ответственности лежит на бизнес-сообществе, профессиональных союзах.

В крае сохраняется значительный уровень неформальной занятости. По данным статистики в 2012 году ее масштабы в крае составляли более четверти занятого населения (в среднем по СФО - 23 %, в Российской Федерации - 19 %).

С текущего года каждый руководитель органа исполнительной власти будет отчитываться о достигнутых темпах роста зарплаты в курируемой отрасли. Кроме того, им необходимо владеть информацией о средней и минимальной заработной плате на конкретных предприятиях. Управление Алтайского края по труду и занятости населения должно разработать целевые темпы роста в отраслевом разрезе с ориентацией на среднеокружные показатели по уровню заработной платы. Наличие конкретного видимого ориентира сделает работу более эффективной.

Документ, задающий ориентиры для бюджетной сферы до 2018 года, - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2014 году повышение зарплат затронет более чем 100 тысяч человек. В абсолютных цифрах по итогам 2014 года средняя зарплата учителей должна составить не менее 20,5 тыс. рублей в месяц, педагогов дошкольного образования – 15,4 тыс. рублей в месяц, врачей – 36,7 тыс. рублей. Будет повышаться размер оплаты труда работников учреждений культуры, соцзащиты. Конкретные ориентиры прописаны в «дорожных картах».

На повышение зарплат в консолидированном бюджете 2014 года предусмотрено 2,9 млрд. рублей.

Важнейшей составляющей качества жизни является здоровье наших граждан, которое во многом зависит от нормального функционирования системы здравоохранения.

Развитие региональной системы здравоохранения в последние годы было наиболее ресурсоемким направлением. За 2006-2013 годы на ее финансирование направлено более 160 млрд. рублей, что в 5,3 раза превышает уровень 1998 – 2005 годов (30,4 млрд. рублей). Капитально отремонтировано, реконструировано и построено объектов здравоохранения было практически в 5 раз больше, чем за предшествующие 8 лет. Активно участвуя в приоритетном нацпроекте «Здоровье», реализуя программу модернизации, ряд других программ, нам удалось вывести региональную медицину на иной качественный уровень.

Региональная стратегия кластерного развития здравоохранения, которую пять лет назад Алтайский край начал реализовывать первым в России, получила поддержку на федеральном уровне.

В полную силу заработал Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. На его базе в прошлом году проведено 3500 операций.

Продолжается развитие профильных медицинских служб на кластерной основе, что также приводит к положительным результатам. Смертность от инфарктов миокарда в 2013 году сократилась на 5,4%, чего мы не наблюдали с 2009 года. С 2008 года устойчиво снижается смертность от инсультов. Показатель смертности от болезней системы кровообращения за год снизилась на 10,2 %. Сдача в эксплуатацию радиотерапевтического корпуса онкологического центра «Надежда» позволила на самом высоком мировом уровне проводить лучевое лечение онкологических заболеваний. Алтайский край повторно включен в федеральную онкологическую программу. Только трем субъектам Российской Федерации в 2013 году удалось этого добиться – Москве, Санкт-Петербургу и Алтайскому краю.

Более трети всех освоенных краем «медицинских» средств были точечно направлены на укрепление и развитие службы детства и родовспоможения. Сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным и роженицам, что позволило сосредоточить наиболее опытные кадры и дорогостоящее оборудование в 6 вновь созданных межрайонных перинатальных центрах. В результате младенческая смертность сократилась на 11,8%, ранняя неонатальная – на 9,7% (а в учреждениях 1-й группы - почти в 2 раза), материнская – на 37%.

Новым этапом в развитии алтайской акушерско-гинекологической службы станет открытие современного высокотехнологичного краевого перинатального центра, где планируется оказывать специализированную и высокотехнологичную помощь недоношенным и маловесным детям. Алтайский край стал одним из немногих регионов, в котором по решению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в текущем году начнется его строительство.

Кластерный подход позволил внедрить еще одну инновацию – механизм сопровождения больного от первого приема врачом до полной реабилитации. Для ее реализации создана и успешно функционирует врачебно-диспетчерская служба.

С учетом территориальной специфики региона наряду с развитием высокотехнологичной медицинской помощи нашим приоритетом является обеспечение доступности услуг первичной медико-санитарной помощи. Проведенные структурные преобразования позволили не только сохранить имевшуюся на селе сеть сельских медучреждений, но и качественно ее преобразовать. До 60% первичной помощи сегодня оказывается в амбулаторных условиях, функционируют более 900 фельдшерско-акушерских пунктов, способных не только оказать человеку первую медицинскую помощь, но и провести профилактические мероприятия. Более широко стали применяться такие формы оказания медицинской помощи, как дневные стационары и выездные формы работы. При этом мощность дневных стационаров в 2 раза превышает мощность сокращенных коек участковых больниц.

Ежегодно на 15% обновляется парк специализированных автомобилей скорой помощи. Обеспеченность бригадами скорой медицинской помощи на селе за год выросла на 22%, что позволило увеличить охват медпомощью и существенно повысить оперативность ее оказания.

Успешно реализуется наш региональный социальный проект – автопоезд «Здоровье», представляющий собой крупный мобильный медицинский центр на колесах с высококвалифицированными врачами различных специальностей, оснащенный самым современным оборудованием, где проводится медицинское обследование жителей отдаленных населенных пунктов. За весь период его работы медицинские профилактические осмотры проведены в 370 селах края, принято более 85 тыс. человек, проведено более 145 тыс. исследований. Более 10 тыс. человек направлено на дополнительное обследование и поставлено на диспансерный учет. Работа автопоезда будет продолжена.

Важным в 2013 году стало проведение массовой диспансеризации взрослого и детского населения. В отличие от прошлых лет отбор подлежащих диспансеризации осуществлялся по возрастным группам населения, чтобы каждый гражданин проходил диспансеризацию не реже 1 раза в 3 года. Для обеспечения ее проведения в наиболее удаленных районах приобретены 2 передвижных комплекса с набором диагностического оборудования.

Вместе с тем медицина – это не только кабинеты и приборы, но и врач, которому должны быть созданы соответствующие условия для жизни и работы.

В 2013 году 138 молодых врачей получили единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей. Ежегодно четверть врачей и средних медицинских работников проходят последипломную подготовку и получают дополнительное профессиональное образование. С 2009 года финансирование этого направления за счет бюджета увеличилось более чем в 2 раза. Реализуется программа санаторно-курортного лечения медицинских работников. С целью повышения престижности профессии медицинского работника в крае ежегодно проводятся конкурсы «Лучший по профессии».

Средняя заработная плата работников в целом по отрасли здравоохранения за год выросла на 12,1% (16 636,9 рубля), заработная плата врачей увеличилась на 9,4% (32 463,4 рубля), среднего медицинского персонала – на 10,9% (16 748,0 рубля). Соотношение средней заработной платы врачей по сравнению со среднекраевым значением по итогам года составило 180,3%, что на 4 п.п. превышает плановый уровень, установленный в «дорожной карте» (176,3%).

В целом за последние 8 лет нам удалось выстроить новую трёхуровневую систему здравоохранения с обеспечением всего цикла медицинской помощи: от профилактики и ранней диагностики до интенсивного лечения и вторичной профилактики. Организации здравоохранения перешли на полное оказание медицинской помощи в соответствии с утвержденными федеральными порядками и стандартами.

Еще одна наша задача – дать людям возможность укреплять здоровье, занимаясь физкультурой и спортом.За последние 8 лет мы существенно обновили материально-техническую базу отрасли. В развитие сферы физической культуры и спорта за этот период вложено почти 4 млрд. рублей, в предыдущую восьмилетку эта цифра была в 4 раза меньше. Вновь построено 36 спортивных объектов. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по сравнению с 2005 годом возрос более чем в два раза и на сегодня составляет 26,6%.

В 2013 году завершено строительство спортивных центров с плавательными бассейнами в г. Камне-на-Оби и г. Барнауле для АлтГТУ им. И.И. Ползунова, спортивного центра с универсальным игровым залом для краевого училища олимпийского резерва, 2-х футбольных полей в г. Алейске и г. Белокурихе. В текущем году будут введены в эксплуатацию плавательный бассейн в г. Заринске, футбольное поле в г. Рубцовске, универсальные спортивные комплексы в г. Алейске и с. Троицком. Продолжается строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Барнауле. Завершается проектирование еще 10 объектов.

Ежегодно растет количество проводимых массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, спартакиад, олимпиад, а также число их участников.

Развитие инфраструктуры массового спорта будет продолжено, особенно в части поддержки детско-юношеского спорта, спорта высших достижений. Мы должны делать всё для пропаганды активного образа жизни. Всего на соревнованиях всероссийского и международного уровней в прошедшем году нашими спортсменами завоевано 145 медалей, в том числе 68 золотых.

На развитие региональной системы образования в 2013 году направлено 26 млрд. рублей, за последние 8 лет – более 140 млрд. рублей. Приобреталось учебное оборудование, спортивный инвентарь, оборудование для медицинских кабинетов, столовых, школьных библиотек. Закуплена новейшая компьютерная техника. В целом материально-техническая база учреждений образования кардинально обновилась. Создана новая система управления отраслью с ориентацией на качественные показатели оценки ее эффективности. Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в современных условиях, выросла до 79 % (в 2005 году - 33%). Охват профильным обучением старшеклассников составил около 54%.

В 2013 году инфраструктурные изменения затронули 70% школ. Капитальный ремонт проведен в 101 учреждении образования. Построено здание Верх-Катунской школы на 260 учащихся в Бийском районе. Всего за период с 2006 по 2013 годы в Алтайском крае построено и реконструировано 93 школы (64 из них – в сельской местности).

С 2008 года развитие региональной системы образования стало осуществляться на кластерной основе. Было создано 242 школьных округа, включающих учреждения от дошкольной ступени до профессионального уровня. Их центрами стали базовые школы, в которых сконцентрированы материально-технические, учебно-методические и кадровые ресурсы, созданы условия для сетевого взаимодействия, организации обучения школьников из соседних населенных пунктов, малокомплектных школ.

В 2011 году в г. Барнауле создан образовательный кластер, в который вошли 11 учреждений образования, культуры и спорта. Деятельность кластера осуществляется по направлениям: предшкольная подготовка; работа с одаренными детьми; профильное обучение и предпрофессиональная подготовка; развитие профессиональных компетенций, повышение квалификации и переподготовка педагогов; обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Масштабные финансовые вложения в общее образование сказываются на его результатах, в первую очередь, на качестве образования. В 2013 году повысилась успеваемость школьников, улучшились результаты ЕГЭ, увеличилось количество медалистов и число выпускников, набравших 100 баллов на едином госэкзамене.

Опыт Алтайского края по обеспечению качества образования в сельских и малокомплектных школах и по внедрению инновационного фонда для поддержки передовых школ и педагогов включен в федеральный банк практик реализации комплексов мер по модернизации общего образования, представляющих наибольший интерес и рекомендованных Минобрнауки России для поддержки и дальнейшего распространения в Российской Федерации.

Особое внимание в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 599 мы уделяли обеспечению дошкольным образованием детей в возрасте от трёх до семи лет. В 2013 году в эксплуатацию введены 4 новых детских сада на 1025 мест, завершена реконструкция 14 детских садов, открыто 202 дополнительные группы, используются возможности общеобразовательных учреждений. В целом дополнительно создано около 10 тыс. мест. В текущем году будет построено 9 детских садов и 4 – реконструировано.

За период 2006 -2013 годов было построено, реконструировано и капитально отремонтировано 333 детских сада, в то время как в предшествующие 8 лет новые здания детских садов практически не возводились (2 детских сада).

Принимаются меры по увеличению числа предпринимателей, оказывающих населению услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. За 2 года их количество увеличилось в 2 раза - до 80. По итогам конкурса на предоставление гранта по направлению «Частный детский сад» в 2013 году поддержку получили 6 предпринимателей.

В настоящее время в 36 муниципальных образованиях проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет уже решена. Полностью ликвидировать очередность планируется к 2016 году. Стоит отметить, что Алтайский край занимает второе место в Сибирском федеральном округе по решению проблемы обеспечения доступности дошкольного образования.

У нас в крае более 28% школьников занимается во вторую смену. А в ближайшие 5 – 6 лет число детей школьного возраста возрастёт еще на 50 тыс. человек, особенно это коснется начальных классов. Поэтому следует оценить масштаб предстоящих задач, предусмотреть эффективные решения, в том числе проектирование детских садов с перспективой их использования под начальную школу, строительство школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе.

Другая сверхважная задача, которая стоит перед региональной системой образования, - подготовка квалифицированных кадров для имеющихся и создаваемых производств.

За последние пять лет в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования начата подготовка по 6 новым профессиям и специальностям. Звено начального профессионального образования интегрировано в среднее профессиональное образование. Основные точки развития учебно-лабораторной базы, кадрового и научно-методического потенциала сосредоточены в 6 ресурсных центрах. До 2015 года их количество планируется увеличить путем создания центров по направлениям жилищно-коммунального хозяйства, переработки, сервиса и общественного питания.

В профобразовании сделано многое, но еще больше предстоит сделать. Ежегодная дополнительная кадровая потребность данной сферы в крае прогнозируется на уровне 10 тыс. человек.

С одной стороны, мы активно решаем вопросы качественной составляющей самого процесса профобразования. С другой, - должны еще больше сосредоточиться на профессиональной ориентации, начиная со школьной скамьи. И речь не только о старших классах. Нужно с раннего возраста погружать детей в разные профессиональные области для того, чтобы к окончанию школьного обучения они могли осмысленно подойти к выбору своей профессии.

На социальную поддержку в 2013 году было направлено более 10 миллиардов рублей. Все наши социальные обязательства (около 60 видов социальных выплат) выполнены в полном объеме. С 2005 года финансирование мер социальной поддержки выросло в 5 раз.

Важнейшим направлением социально-демографической политики является повышение уровня доходов семей, имеющих детей, особенно многодетных семей. В 2005 году отдельных мер социальной поддержки многодетных семей в крае не было, а в 2013 году органами социальной защиты населения выплачивалось 11 видов пособий, 10 из которых - региональные. Нормативная правовая база в этой области динамично развивается, расширяется перечень мер социальной поддержки, увеличивается размер выплат.

Принимаемые меры способствуют росту численности многодетных семей, проживающих на территории Алтайского края. За последний год их количество выросло на 14% и составляет 19,5 тыс., в них воспитывается 64 тыс. детей.

В 2013 году снова увеличилось количество детей, возвращенных в семью: в 2012 году их было 1662, а в прошлом году – 1886. Также на 10% увеличилось количество усыновленных детей.

Для ребят, у которых нет закрепленного жилья, в прошлом году приобретено 329 жилых помещений. Алтайский край продолжает находиться в числе регионов-лидеров по решению вопросов социального сиротства.

Важнейший аспект качества жизни, конкуренции за человека - экология территории. По оценке Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Алтайский край занимает пятое место по экологическому благополучию.

В прошедший Год охраны окружающей среды был реализован комплекс мероприятий экологической направленности. Утверждена Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года, согласно которой в регионе появятся еще 8 заказников краевого значения, 2 национальных парка, 32 памятника природы, будут расширены площади существующих заказников.

Сегодня на территории края находится 89 особо охраняемых природных территорий, из которых 1 – федерального значения. В 2013 году состоялось открытие нового государственного природного комплексного заказника краевого значения «Чарышская степь» в Шипуновском районе. Территорию нашего уникального заказника «Лебединый» под свою опеку взял «Газпром».

За прошедший год реализован ряд мероприятий по развитию водохозяйственного комплекса (ремонт дамб, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных зон на водных объектах, расчистка рек и озер), на что из бюджета было направлено 68 млн. руб.

В регионе продолжено проведение лесовосстановительных мероприятий, площадь которых в 2013 году составила около 13 тыс. га. Благодаря созданию в крае лесного селекционно-семеноводческого центра мы имеем возможность выращивать большие объемы качественного посадочного материала и более интенсивно заниматься восстановлением лесов. В дальнейшем планируется активное использование потенциала центра для восстановления и полезащитных насаждений, что для нас крайне актуально.

В последние годы значительно возрос объем расходов краевого бюджета, направленных на строительство новых, реконструкцию существующих учреждений культуры, их техническое оснащение современным оборудованием. Сегодня можно реально говорить о видимых результатах данной работы. С 2006 года построено и реконструировано 39 объектов культуры в 27 муниципальных образованиях края, в том числе 24 дома культуры, 8 музеев, 4 библиотеки, 3 театрально-концертных учреждения (за период 1998-2005 годы - 27 объектов).

Успешно осуществляют свою деятельность творческие коллективы в обновленных зданиях Государственной филармонии Алтайского края, Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина и Алтайского государственного театра для детей и молодежи им. В.С. Золотухина. Сегодня это площадки, на которых уже выступают ведущие мастера искусств России, зарубежные исполнители.

Значимым событием 2013 года стало открытие в с. Курья в отреставрированном здании школы мемориального музея М.Т. Калашникова. Мы приступаем к созданию мемориального музея народного артиста РСФСР Валерия Сергеевича Золотухина в с. Быстрый Исток Быстроистокского района, а также мемориального музея кинорежиссера Ивана Александровича Пырьева в г. Камне-на-Оби.

В Год культуры будет завершено строительство культурно-досугового центра «Пушкинский» в г. Барнауле для двух ведущих коллективов края – Алтайского государственного оркестра русских народных инструментов «Сибирь» им. Е.И. Борисова и молодежного ансамбля песни и танца Алтая.

Продолжаются работы по реконструкции здания Государственного художественного музея Алтайского края, трех домов культуры. Выполнена проектно-сметная документация на реконструкцию здания Алтайского государственного музыкального колледжа и строительство культурно-спортивного центра в с. Шелаболиха. Завершается разработка проектно-сметной документации еще 4-х объектов, в том числе на капитальный ремонт здания Рубцовского драматического театра.

В целом вопросы нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи всегда находятся в зоне нашего пристального внимания. Наиболее эффективной формой профессиональной социализации молодёжи является поддержка движения студенческих и разновозрастных ученических трудовых отрядов. В 2013 году в крае отработали 106 сформированных студенческих отрядов общей численностью около 5 тыс. человек. Ежегодно повышается уровень их подготовки, расширяется география работы на территории Российской Федерации (бойцы строительных отрядов принимали участие в строительстве объектов XXII зимних Олимпийских игр). Много слов благодарности от жителей края приходит в адрес работы ребят из «Снежного десанта».

Победителем конкурса на лучший региональный штаб признан штаб студенческих отрядов Алтайского края, ему вручено знамя лучшего студенческого отряда России.

Другим направлением молодежной политики в крае является формирование грантовой системы вовлечения молодежи в решение актуальных проблем развития региона. В прошедшем году по итогам проведения конкурса социально значимых проектов в сфере молодёжной политики поддержано 164 проекта.

Алтайский край является традиционной площадкой для проведения масштабных молодежных мероприятий. Пять лет работает форум «АТР. Алтай. Точки роста». В 2013 году его посетило 1700 молодых людей из 23 регионов России и 17 стран мира. Впервые в рамках форума прошел Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов участников форума, 20 победителей которого номинированы на премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи. Прошел ежегодный V Всероссийский слёт сельской молодёжи. Такие мероприятия являются долгосрочными, надежными и эффективными инвестициями в человеческий капитал.

Говоря об итогах и задачах по направлениям социально-экономического развития региона, отдельно следует сказать о совершенствовании самой системы государственного управления.

Планомерно в крае ведется работа по созданию инфраструктуры «электронного правительства». Эта сложнейшая задача требует сил, средств, специалистов. В дополнение к действующему в Алтайском крае многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг с двумя филиалами в 2013 году создано 13 филиалов и удаленные рабочие места МФЦ в 53 населенных пунктах края. В ближайшие 2 года будет открыто еще 52 филиала МФЦ и создано 247 удаленных рабочих мест. Организовано предоставление 235 государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

С текущего года начала действовать новая модель организации закупочного процесса для государственных и муниципальных нужд, сохранившая централизацию закупочного процесса и квалифицированный кадровый персонал, при этом оптимизирована штатная численность государственных гражданских служащих, обеспечен дополнительный контроль за эффективностью расходования бюджетных средств.

Наряду с совершенствованием системы государственных и муниципальных закупок всеми органами исполнительной власти проводится работа и по другим направлениям оптимизации и рационализации бюджетных расходов. Доля расходов краевого бюджета, формируемых сегодня на программно-целевой основе, составляет около 20%. А в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в течение 2014 года мы должны подготовиться к полномасштабному внедрению программных принципов формирования бюджета с 1 января 2015 года, что также касается местных бюджетов. При этом Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию сказал: «Это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижением конкретного результата, нацеленность бюджетных ресурсов на содержательные изменения в конкретных секторах», - что нами и должно быть реализовано.

Эффективным инструментом развития территории является гражданская активность – это очень большая движущая сила, которую нужно всесторонне использовать. Поэтому открытость, готовность к взаимодействию с обществом, прозрачность принятия важных решений для нас - важнейший приоритет. В прошлом году создана электронная площадка для общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, на базе которой в 2013 году состоялось обсуждение 8 значимых проектов нормативных правовых актов, включая новую редакцию закона «Об инвестиционной деятельности». Разработан порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, которую мы внедряем в региональную нормотворческую практику. Организована работа 20 общественных советов при органах исполнительной власти Алтайского края, куда вошли представители бизнес-сообщества, Общественной палаты и общественных организаций. Их главная цель - взаимодействие с институтами гражданского общества.

Отдельно хотел бы обратиться к муниципалитетам. Коллеги, сегодня перед муниципалитетами поставлены важнейшие задачи. Одна из них - повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов, рост инвестиционной привлекательности территорий, поиск инвесторов, снижение бюрократических и административных барьеров. Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов в прошлом году из краевого бюджета была выделена финансовая помощь в объеме 420 млн. рублей. За счет средств краевого бюджета осуществляется разработка проектно-сметной документации на объекты социальной и инженерной инфраструктуры, оказывается помощь в обеспечении роста заработной платы в муниципальных учреждениях. Но наша помощь не повод для иждивенчества. Сбалансированность и рост собственных доходов - основной показатель вашей деятельности.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Если коротко резюмировать результаты социально-экономического развития Алтайского края за последние 8 с половиной лет, то они заключаются в преодолении системного кризиса, который к осени 2005 года приобрел острый и затяжной характер. Тогда наш регион по многим показателям выпадал из общенациональных трендов, а в его характеристиках часто и небезосновательно употреблялись такие нелестные определения, как «депрессивный» и «отсталый».

Сегодня Алтайский край относится к группе регионов со стабильным политическим, финансово-экономическим положением, демонстрирующим уверенные темпы роста, соответствующие среднероссийским показателям или превышающие их. В корне переломить ситуацию удалось благодаря большой и в целом слаженной работе власти, бизнеса и населения края, которая велась и ведется в городах и на селе.

Одним из определяющих факторов развития региона стала системная и масштабная поддержка федерального центра. Сегодня в крае реализуется большое число федеральных целевых программ, активно внедряются инвестиционные проекты общенациональных естественных монополий. Каждому из присутствующих в этом зале хорошо известно, что многие жизненно важные для Алтайского края инициативы получили путевку в жизнь благодаря личному решению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина – от газификации до создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, от строительства федерального центра высоких медицинских технологий до реконструкции здания Молодежного театра. В этом списке не один десяток объектов. Владимир Владимирович хорошо знает наш край и по-доброму относится к его жителям – мы все это чувствуем!

Наработанный управленческий опыт, имеющийся сегодня в крае потенциал – человеческий, экономический, природный – дают нам все основания ставить перед собой на ближайшую и среднесрочную перспективы более масштабные и амбициозные задачи.

В течение следующих пяти – шести лет Алтайский край должен войти в группу регионов - лидеров по темпам экономического развития, качеству оказываемых государством услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, комфортности условий проживания для населения края среди субъектов Российской Федерации, экономика которых не имеет существенной сырьевой составляющей.

Какие конкретно действия мы должны предпринять, какие проекты реализовать и за счет каких ресурсов?

Позволю себе сформулировать эти задачи, сгруппировав их в десять тематических блоков. Пусть они станут десятью шагами к заданной цели, шагами к успешности региона.

Первые три блока преследуют цель ликвидации инфраструктурных ограничений для дальнейшего развития экономики и социальной сферы, в том числе:

Первый блок – наращивание темпов газификации четырех городов и четырнадцати районов, где имеются магистральные газопроводы, а также начало газификации западных и юго-западных территорий края.

Второй блок – перевод в фазу практической реализации проекта строительства Алтайской КЭС конденсационного типа мощностью 660 МВт на базе Мунайского угольного месторождения. Напомню, что в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 2084-р Алтайская конденсационная электрическая станция (Алтайская КЭС) мощностью 600 МВт, планируемая к строительству в Солтонском районе, вошла в схему территориального планирования в Российской Федерации в области энергетики. К сфере энергобезопасности региона относится также инвестиционный проект стоимостью более1 млрд. руб. «Строительство ВЛ-110 кВ «Бийская ТЭЦ-1» - ПС 110 кВ «Бирюзовая Катунь». В его рамках начато строительство двухцепной высоковольтной линии электропередачи 110 кВ протяженностью 106 км и подстанции 110 кВ. Срок окончания строительства объектов – первый квартал 2015 года.

Кроме того, инвестиционной программой предусмотрено строительство ВЛ-110 кВ от ПС-110/10 кВ «Куяганская» до ПС-110/10 кВ «Солонешенская» протяженностью 46 км с целью создания кольца для резервного питания Солонешенского района, срок реализации проекта – 2016 год.

Третий блок – запуск в эксплуатацию Бийского аэропорта и строительство международного терминала в Барнаульском аэропорту; наращивание объемов и темпов работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомагистралей федерального, регионального и межмуниципального значения за счет привлечения в этот проект в ближайшие пять лет не менее 30 млрд. рублей.

[Территориальное развитие Алтайского края на программно-целевой основе]

Четвертый блок – реализация региональных программ для всех территорий края. У нас есть программа развития Барнаульской агломерации, программа развития моногородов. Мы первыми в стране два года назад приняли программу устойчивого развития сельских территорий края. Все проекты успешно реализуются. Кроме того, завершена работа над программой развития малых городов (с численностью населения до 50 тыс. человек), которая в ближайшие дни будет мною утверждена. Она подготовлена с учетом специфики этих муниципалитетов и включает в себя конкретные меры по развитию их инфраструктуры, экономической и социальной сферы, предусматривает источники финансирования программных мероприятий.

Пятый блок – активизация инновационных процессов в экономике и социальной сфере. Мы приступили к созданию кластеров в сфере биотехнологий, в отрасли производства композиционных материалов. В текущем году планируем создать Центр инноваций социальной сферы и Центр инжиниринга в сфере биотехнологий. Их задача – способствовать более эффективной коммерциализации технологий и знаний, адаптации научных разработок к потребностям экономики и социальной сферы.

Благодаря реализации проектов по развитию инфраструктуры поддержки инноваций, а также потенциалу ведущих научно-производственных предприятий наукограда Российской Федерации города Бийска край примет активное участие в развитии уникальных российских оборонных, химических и биофармацевтических технологий. В совокупности с результатами кластерной политики это позволит решить поставленную Президентом России задачу увеличения доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

Шестой блок – обеспечение дальнейшего роста инвестиций в основной капитал. Приоритет будет отдаваться инвесторам, способным привнести в регион передовые технологии, высокие стандарты производительности и условий труда. В этом направлении нами будет продолжена целенаправленная работа и поддержка инвесторов в приоритетных сферах – сельском хозяйстве и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, промышленных биотехнологиях, сельхозмашиностроении, индустрии туризма, в том числе оздоровительного, энергетике и транспорте.

Седьмой блок – существенное повышение темпов жилищного строительства за счет минимизации административных процедур в капитальном строительстве, опережающего инженерного обустройства площадок под массовое жилищное строительство, реализации программ, направленных на господдержку в обеспечении жильем молодых семей, специалистов, работающих в сельской местности, льготной ипотеки.

Особого внимания заслуживает тема строительства социального жилья. Мною дано поручение о разработке краевой программы «Социальное жилье» на 2014 – 2020 годы. В ближайшее время она будет утверждена. С началом реализации данной программы в нашей региональной жилищной политике будет открыта новая страница, а очереди на социальное жилье будут сокращаться, а не выполнять «ритуальную» функцию, как это происходит сегодня.

Восьмой блок – последовательная демографическая политика, направленная на достижение и закрепление тенденции к естественному приросту населения. Сегодня хочу предложить новую региональную инициативу. Мы выделяем бесплатные земельные участки многодетным семьям, в текущем году начнем оказывать помощь в возведении на этих участках современного комфортного жилья. На первом этапе такая помощь будет оказываться семьям, в которых максимальное количество детей. Мною даны необходимые поручения, в течение месяца профильными ведомствами будут подготовлены соответствующие правовые акты. Рассчитываю на самое активное участие в этой работе депутатов всех уровней.

Девятый блок - перевод в современный формат работы по подготовке профессиональных кадров для реального сектора экономики, науки, социальной сферы. Мы консолидируем усилия власти и бизнеса по внедрению механизма формирования долгосрочного заказа на подготовку кадров. Главному управлению Алтайского края по образованию и молодежной политике совместно с Союзом промышленников, предпринимательским сообществом поручено разработать модель учебно-производственного кластера на базе учебных программ вузов, профессиональных училищ, колледжей и отдельных предприятий, включая малый бизнес.

Будет реализован новый региональный проект «Первые шаги в будущее», предусматривающий новые формы работы с детьми, начиная с начальной школы, по тем профессиональным направлениям, которые востребованы. Информационная платформа для этого есть. Посредством современных IT-технологий будут организованы ежемесячные встречи с профессионалами в конкретной сфере («Один день с профессионалом»), совместно с работодателями создан единый специализированный портал с фото- и видеопрезентациями рабочих мест предприятий и организаций, информацией о том, где можно получить ту или иную профессию. Такой подход будет способствовать системному решению актуальнейшей на сегодняшний день кадровой проблемы.

С учетом возрастающей потребности туристско-рекреационного комплекса региона в высококвалифицированных специалистах мною было принято решение о создании Алтайской академии гостеприимства – не имеющего аналогов в стране уникального образовательного учреждения, которое будет готовить специалистов соответствующего профиля.

Десятый блок - дальнейшее позиционирование Алтайского края как одного из интересных и самобытных регионов страны с богатейшим духовным и этнокультурным наследием, внесшим уникальный вклад в отечественную и мировую литературу, культуру и искусство. В этом году будет дан старт новому издательскому проекту с рабочим названием «Славные сыны Алтая», которому нет аналогов в современной региональной практике. Проект рассчитан на многолетнюю перспективу.

Вчера мною подписано постановление об организации санаторного отдыха и лечения за счет средств регионального бюджета работников краевых и муниципальных учреждений культуры. Эта практика стартует в Год культуры и будет иметь постоянный характер.

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Искренне надеюсь на понимание и поддержку депутатского корпуса и всех жителей края в реализации озвученных сегодня инициатив, а также уже принятых программных документов.

Только дружная и слаженная работа поможет сделать наш любимый Алтай процветающим, а жизнь наших земляков – комфортной, достойной высоких стандартов XXI века! 

 
Фоторепортаж