В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика

07:50, 03 марта 2023г, Культура 848


В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Фото №1
В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Фото №2
В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Фото №3
В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Миниатюра №4
В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Миниатюра №4
В Алтайском краеведческом музее открылась персональная выставка известного графика Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле открылась персональная выставка одного из самых ярких и самобытных художников Сибири Александра Потапова «Потешные листы».

В экспозиции более 100 работ в жанре современного лубка – произведения уникальной и печатной графики, миниатюры и даже наброски, в том числе из собрания АГКМ. Куратор выставки Григорий Гаманович говорит, что ее идея возникла в музее в 2021 году, и уже тогда было решено, что она станет настоящим украшением юбилейного года старейшего алтайского музея.

Неисчерпаемые источники

Будущий художник родился в городе Черемхово Иркутской области в 1940 году. В 1967-м окончил Иркутское училище искусств, с 1972-го живет в Барнауле. Любимому жанру лубочной графики верен на протяжении десятилетий и в этом смысле, как говорят и собратья-художники, и искусствоведы, он уникален.

Ведь что такое лубок? Изначально – тиражируемые и вручную раскрашенные картинки с подписями, появившиеся в России в середине XVI века. Они были наивными по исполнению, продавались на ярмарках и порой содержали целое повествование – что-то вроде древнего комикса веселого, поучительного или даже религиозного содержания. Уже в ХХ веке к этому стилю обращались художники русского авангарда, а приемы народной картинки использовались в революционном плакате. Но основоположником современного лубка считается художник Виктор Пензин, создавший в 1982 году в Москве Мастерскую народной графики, в которой работали более 100 художников со всей страны.

Сегодня, как говорит искусствовед, главный научный сотрудник Художественного музея Алтайского края Оксана Сидорова, многие бывшие лубочники, посвятившие этому жанру какое-то время, ушли в более понятные зрителю области изобразительного искусства – пейзажи и натюрморты, а Потапов создает все новые листы на темы русских пословиц и народных праздников.

– Я думаю, он просто видит так мир: через иносказательность, меткое слово, через русскую культуру, – говорит Оксана Сидорова. – Александр Никитович опирается на документальные, архивные материалы, на воспоминания о собственной бабушке, пересыпавшей свою речь поговорками. Много работал с писателем и знатоком старины Александром Родионовым. Благодаря всему этому у его работы нет ни начала, ни конца, лишь бы было здоровье!

– Чтобы понимать, кто такой Потапов для нашего искусства: в Союзе художников Алтая сейчас 142 человека, но в жанре лубка работает он один, – напомнил председатель организации Дмитрий Петренко. – Такая же картина была и 10, и 30, и 40 лет назад. Сейчас мы готовимся к огромной выставке «Сибирь XIII», которая пройдет в Барнауле летом, отсмотрели более 1000 авторов из всех сибирских регионов. Угадайте, сколько там людей, которые занимаются таким жанром? Один – Потапов! И на прошлой итоговой выставке «Россия» в Москве он тоже был в этом жанре единственным.

Задаёт контекст

Директор краеведческого музея Наталья Вакалова напомнила гостям вернисажа, что недавно в зале работала выставка раритетных газет из частного собрания и «была абсолютно другая вибрация», поскольку повествовали они порой об очень печальных событиях в мире.

– И тут появились ваши рисунки, и я сразу попала в детство, в эти картинки с поговорками, и на душе стало очень тепло, – обратилась Наталья Владимировна к художнику. – И в очередной раз я подумала, что детей, которые сейчас играют в телефонах, нужно воспитывать именно на таких работах.

На вопрос, почему краеведческий взялся собирать лубочную графику (а первые работы Александра Никитовича оказались в его фондах еще в середине 2000-х), Григорий Гаманович объясняет:

– Потапов – один из ярчайших представителей местной культуры. А еще его искусство согласуется с этнографической темой, широко представленной в нашем собрании. Он иллюстрирует многие обычаи и народные праздники и тем самым задает контекст для предметов из нашей коллекции. Так что его взгляд на историю нам крайне важен.

«Лубок существует на стыке изобразительного искусства и литературы, фольклористики, этнографии и народной музыкальной традиции», – подчеркивают в краеведческом музее. Примеры тому – потаповские серии «Русская пословица недаром молвится», «Русская пословица по В. Далю», «Русская сибирская свадьба».

Но фокус в том, что этот язык применим и к современности, что доказывает большой цикл «Россия под знаками Востока», посвященный истории страны с конца 1980-х до 2000 года. 1990-й в ней – Год Лошади, на которой скачут узнаваемые политические фигуры с балалайкой и теннисной ракеткой в руках, а ироничная подпись гласит: «Не в том сила, что кобыла сива, а что не тянет, не пашет, лишь хвостом машет». 1996-й – Год Крысы и год выборов, а художник замечает на полях: «За бешеным стадом не крылату пастырю быть».

– Приметы того времени зачастую уже забыты, но мы смотрим на эти работы, и они вспоминаются очень ярко, – говорит Оксана Сидорова. – Знаете, лубок – это, конечно, ирония и возможность говорить свободно вообще обо всем, даже о самом сложном и опасном. Но у Александра Никитовича это всегда смех сквозь боль.

Выставка «Потешные листы» работает до 19 марта по адресу: ул. Ползунова, 39.

Фоторепортаж