О самом главном в своей судьбе рассказал почетный дорожник России

20:20, 15 мая 2020г, Транспорт 2069


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

«Дорога объединяет людей, связывает их. Она как жизнь», – рассказывает «АП» о самом главном в своей судьбе Станислав Крыжановский, почетный дорожник России, более полувека отдавший отрасли. 14 мая Станислав Иванович отметил своё 90-летие.

Чуйский – судьба Алтая

Если считать с первой дороги, которую строил Крыжановскый на Алтае, в поселке Иня близ Онгудая, «дома десяти богов», в очень сложной местности, получается, что проработал он на Чуйском тракте почти сорок лет. А потому знает здесь каждую загогулину серпантина Усть-Семинского перевала и Чике-Тамана. На подъеме сюда моторы уже не урчат – ревут. Лихачей тракт учить умеет: то вилять начнет, то вверх поползет, то вниз ухнет. На ровных участках водителю только и отдохнуть. На такой магистрали безопасность напрямую зависит от того, как постарались дорожники.

Говоришь про Чуйский – словно судьбу Алтая рассказываешь. С чего начать? Можно с гладких, убаюкивающих и оттого опасных его участков. Или с легенд Бабыргана. С цветущего багульника. С красного предзакатного солнца, которое плавит серую асфальтовую ленту, а затем, где-то у Ташанты, плюхается за горы – оттуда уже и до Монголии рукой подать…

Даже приняв современный облик, автомагистраль дышит историей, мимо нее – никак. Еще во времена Тамерлана по этой ветке Великого шелкового пути из Азии в Россию и обратно шли караваны, бурлила внешнеэкономическая, как сейчас говорят, деятельность. В XVIII веке встала здесь Бикатунская крепость, а уже к XIX линия редутов насчитывала более пятидесяти казачьих поселений. И первая торговая база в Горном Алтае, основанная купцом Шебалиным, – это тоже он, Чуйский тракт.

Превращение горных троп в проезжую дорогу связано с Вячеславом Шишковым, автором романа «Угрюм-река». В 1913 году он возглавил Чуйскую экспедицию и первым составил карту местности с трассировкой будущей магистрали от Бийска до границы с Монголией.

Сердцем прикипел

В такое место привез свою семью в начале 60-х годов молодой дорожник Крыжановский, еще не зная, что и его имя история поставит в ряд героев, сделавших Чуйский тракт настоящей «дорогой жизни», которую мы знаем как современную трассу Новосибирск – Бийск – Ташанта.

Молодым специалистом уроженец теп­лой Украины Крыжановский мотался по забытым богом уголкам Сибири. Супруга Валентина Павловна (вместе они уже 62 года), тоже, кстати, дорожный инженер, с двумя маленькими детьми всюду следовала за ним, как верная декабристка. Строили супруги дороги в Якутии, Красноярском крае, одну из них, Абакан – Кызыл, – уже перед переездом на Алтай. Попав сюда, юбиляр и сам не заметил, как прикипел сердцем к неласковым этим местам.

– В Бийск начальником дороги перевели моего коллегу, с которым мы всюду вместе ездили, – рассказывает о своей кочевой жизни собеседник. – Вскоре он прислал мне телеграмму, писал, что нужен ему на новом месте начальник дорожно-строительного района. Так в 1963 году мы оказались в Алтайском крае. Участок, начальником которого я был назначен, располагался в маленьком поселке Иня. И в том же году наше дорожное хозяйство из всех, входивших в структуру управления дороги, стало лучшим. Мы пробивались через скальные породы, возводили мосты, перекидывали трассу на другую сторону Катуни, расширяли узкие бомы на скальных участках Чуйского тракта до кондиционных 10–12 метров, гравийки и грунтовки переводили в категорию дорог с твердым покрытием. Словом, закладывали основу современной дорожной инфраструктуры. И все это – без остановки движения по «дороге жизни». А ведь ни современных материалов, ни мощной дорожной техники, ни даже асфальтовых заводов в наше время не было! Прямо на месте мы делали смесь битума с щебеночными материалами и укладывали ее. Однажды прибывший к нам с визитом министр сказал: «Какой у вас хороший асфальт». А я отвечаю: «Это не асфальт, это покрытие, которое мы смешиваем сами». Он не сразу поверил.

В Иню, куда Станислава Ивановича назначили начальником участка, ехали еще по старой дороге через перевал, узкой – с одной стороны скалы, с другой – пропасть. Одна полоса с выдолбленными в скальной породе карманами,  чтобы могли разъехаться два встречных автомобиля.

Прелести жизни в горном селе 60-х – это дефицит воды, привозные продукты и пробки, которые создавал на узких бомах скот, перегоняемый из Монголии в Бийск своим ходом. Тучные стада, которые не поторопятся, хоть забибикайся водитель…

О том, насколько сложно было работать в таких условиях, говорит одна история, случившаяся на участке строительства дороги на перевале Чике-Таман. У бульдозериста по фамилии Черномырдин прямо за рычагами случился сердечный приступ. Тяжелую машину понесло к пропасти. Последнее, что успел сделать мужественный человек, прежде чем умереть, – остановить махину в метре от обрыва.

«Не отпустим»

Постепенно обжили, обиходили эти неуютные места дорожники и их помощники в лице Министерства обороны. Район приграничный, стало быть, стратегический, дорога военным нужна была не меньше, чем гражданским. И оттого поддерживали оборонщики дорожников специалистами, взрывчаткой, техникой… К слову, этот факт во многом объясняет, почему сложно найти фотографии тех лет. Дорожные объекты снимать запрещалось, а мосты и переходы и вовсе считались секретными.

Известно, что современную дорогу проектировщики сместили от исторического маршрута, сделав параллельную ветку. Из-за сложного рельефа местности, как принято считать. Но основная причина кроется в том, что нельзя было останавливать единственную транспортную артерию на время строительства. Реконструкция «дороги жизни» длилась до 1980 года, а Чике-Таман обрел свои современные очертания и того позже, в середине 80-х. К тому времени вместе с историческим названием, Чуйский тракт, в ходу было и новое, официальное, федеральная дорога Новосибирск – Бийск – Ташанта.

Однажды Станислав Иванович чуть не уехал с Алтая. Отдыхая как-то с семьей в Пятигорске, нежданно для себя получил предложение занять должность зама начальника местного доруправления. Вернувшись домой, быстро подписал обходной и собрал пожитки. А когда пришел за трудовой книжкой в контору управления Чуйского тракта, его друзья и коллеги встали как один: «Не отпустим!»

Словом, остались Крыжановские. Наш герой возглавил управление дороги, и первое время в Бийске, который в ту пору еще не был наукоградом,  семья с двумя детьми, сыном Сергеем и дочерью Натальей, жила в красном уголке конторы. На сцене, за занавесом, кровати стояли и весь их нехитрый скарб.

Ближе к девяностым управление Чуйского тракта вошло в единую структуру «Алтайавтодора». Крыжановского пригласили в Барнаул, заместителем начальника. С этой должности он и на пенсию ушел, да только долго еще не мог расстаться с родным коллективом, работал простым столяром.

Приняв положенные в день рождения пожелания, юбиляр обратился к коллегам с такими словами:

– Хорошей вам погоды – для дорожника это главный фактор. Набранные темпы не сбавляйте, а только наращивайте. Помните, что без дороги нет жизни, без нее ничего невозможно сделать. Крепкого вам тыла, поддержки и терпения жен, в то время как вы вдали от дома и благоустройства строите магистрали.

Фоторепортаж