Новые звёздочки зажглись

17:07, 02 марта 2015г, Культура 2316


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

I Региональный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах прошел на базе Алтайского государственного музыкального колледжа (АлтГМК). Он собрал представителей 12 образовательных учреждений культуры и искусства края.

Значит, правильно учат!

Перед началом заключительного концерта лауреатов конкурса на вопросы корреспондента «Алтайки» ответил член Всемирной гильдии трубачей, заслуженный работник культуры РФ преподаватель отделения духовых инструментов АлтГМК Анатолий Тренкеншу.

– Анатолий Александрович, почему первый конкурс решили сделать региональным?

– Мы назвали его региональным, чтобы не закрыть дорогу представителям других краев и областей. Участников было более ста, в основном из нашего края. Состязались и ребята из Казахстана, которые у нас учатся.

Размах нас сейчас особо не заботит, а заботит качество. Мое поколение держит планку, передает опыт молодым педагогам. Надо, чтоб наши были учителя! На Алтае в любой области искусства есть люди, которые сохраняют традиции.

– Какое впечатление оставил у вас конкурс?

– Зажглись новые звездочки! Я удивился: дети играют как взрослые. Значит, их правильно учат педагоги! Этот конкурс показал, что на Алтае есть роднички, есть педагоги, которые воспитывают звездочек. Мне понравилась работа нашего выпускника Максима Дударева, который открыл отделение в ДМШ № 5, его ученики уже завоевывают награды на конкурсах. В ДШИ № 8 замечательно работает Елена Маковская, и у нее много учеников-лауреатов. Давно работает с детьми в Тюменцево преподаватель Эркин Джумабаев.

Одной из поразивших Тренкеншу участниц конкурса была Яна Турбина. Несмотря на юный возраст, девочка не впервые получила награду – ученица Максима Дударева уже становилась лауреатом IV Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества. Яна рассказала корреспонденту «АП», что любит кларнет за то, что у него красивый звук, а самое любимое произведение – «Песня индийского гостя».

Пожалуй, обладательница Гран-при Ирина Амелькина волновалась больше, чем малышка Яна.

– Когда стали вызывать лауреатов, я стояла и думала: когда же я выйду?.. Но на Гран-при не надеялась. Я первый раз участвую в региональном конкурсе, а у педагога Елены Геннадьевны Маковской занимаюсь седьмой год.

– У меня все дети замечательные! – вступила в разговор Елена Маковская. – Елизавета Жилева, например, получала Гран-при на международных конкурсах. Главное, что мои ученики друг за друга болеют, у них абсолютно здоровая конкуренция. Сегодня лучшей оказалась Ирина, и я рада за нее. Она очень трудолюбивая, талантливая девочка.

– Когда она пришла к вам учиться, видно было, что ребенок так вырастет в творческом плане?

– Нет. Ирина была очень способной и трудолюбивой, но не особо выражала себя музыкально – просто очень точно и четко работала. Но в последнее время повзрослела и начала вкладывать душу свою. Именно этому учил конкурсантов на мастер-классе Анатолий Александрович.

Класс от мастера

Торжественное открытие конкурса, репетиции, выступления участников, награждение и заключительный концерт победителей – эти этапы имеют место в каждом творческом состязании. Но, признаюсь, стараюсь никогда не пропускать мастер-классов педагогов.

Так чему же учил юных конкурсантов и всех гостей на мастер-классе Анатолий Тренкеншу? Любви к своему инструменту, к профессии, к музыке:

– Выйти на сцену духовику, как говорил великий Докшицер, это всегда подвиг. Выходишь – ноги, губы отказывают… Потому что у нас нет опыта, мы же не так часто выступаем соло. На Западе – я был в Германии, Бельгии – духовики играют часто, везде. У них это модно, у нас – нет.

Наши инструменты – флейта, труба, барабан – самые древние в мире, древнее нет! Но солировали другие, а духовики только в оркестрах и играли. Вы знаете, что Александр III играл на трубе? А Моцарт ведь мог не состояться как композитор: когда он приехал в Германию и первый раз в жизни увидел кларнет, то стал брать частные уроки – хотел стать великим кларнетистом. Не получилось! Зато какой он написал первый концерт для кларнета с оркестром! Все нам завидуют – и пианисты, и струнники. Гениальная музыка у него получилась – вот как он любил кларнет! А Чайковский был первым флейтистом в студенческом оркестре…

Так сложилось, что концертного исполнительства, как у других музыкантов, у нас нет. Зато духовые оркестры в любой стране есть. Это инструмент власти, державы.

О том, что нужно изучать текст музыкального произведения, уважать композитора и концертмейстера, тоже говорил Тренкеншу с юными конкурсантами.

В исполнении мастера прозвучали со сцены произведения классиков, музыка романтиков и современных авторов. Тренкеншу рассказывал о технических приемах и не только об этом. Объяснял, что грустная «Сицилиана» – это песня лодочника. И нужно, когда играешь ее, представить, как скользит по глади вод его лодка, а он о чем-то мечтает и поет. Еще говорил учитель о том, что надо играть «как ручеек бежит». А технические средства – это на самом деле средства: Тренкеншу доставал сурдину, поясняя, что вместе с ней игра «больше на сказку похожа»…

– Чтобы хорошо научиться играть, – говорил мастер, – надо играть прежде всего хорошо для себя самого. Сам себе понравься… Вспомните, сколько существует пьес, которые вы «прошли», сдали экзамен и забыли? А надо всю жизнь играть то, что у вас в «сумочке» накопилось. «Сурка» или «Песню индийского гостя» всю жизнь будешь играть, и она всю жизнь тебя будет развивать.

И всегда надо знать, про что ты играешь, воображение включать. Духовой инструмент – это «я играю сам», это мой дух играет. Иногда у нас лучше получается, чем у вокалистов. Они-то поют со словами, которые надо выговаривать. А у нас, кроме души, ничего нет…

Фоторепортаж