Автоледи на маршруте. Как в Барнауле решают проблему нехватки водителей автобусов

17:16, 07 декабря 2023г, Транспорт 1393


Фото: Евгений Платунов 
Фото: Евгений Платунов 

Барнаульский кадровый центр «Работа России» помогает работодателям и администрации столицы края восполнить дефицит водителей маршрутных автобусов.

Глядя на опыт соседей

Еще год назад перебои в работе общественного автотранспорта в Барнауле стали связывать не только с возрастом техники, но и с дефицитом кадров. По словам руководителя барнаульской компании «Евробус-плюс» Романа Арапова, у предприятий не хватало тогда до 25–30% водителей, и в результате даже имеющиеся автобусы не всегда могли выйти на маршруты.

– Мы почувствовали на себе последствия так называемой демографической ямы. Молодежи мало, и та не горит желанием идти в водители общественного транспорта, ведь работа тяжелая, техника изношенная, а зарплата небольшая, – подчеркнул автоперевозчик.

По данным общественной организации «Автомобильные перевозчики Алтая», средний возраст водителей на пассажирских перевозках в крае превышает 50 лет. Средняя зарплата в Барнауле у водителей на больших автобусах была в конце прошлого года 35 тысяч рублей в месяц, тогда как в соседнем Новосибирске – более 50 тысяч. Перевозчики предлагали для выхода из тупика перенять опыт Новосибирской области по привлечению молодежи. Там практиковали целевое обучение водителей категории D. Его оплачивали из регионального бюджета при условии, что водители отработают не менее трех лет на автопредприятиях.

– Осенью мы в Барнауле впервые организовали бесплатную переподготовку водителей с категории В на категорию D – это водители автобусов. Сейчас они в дефиците, сразу несколько барнаульских перевозчиков заявили о нехватке специалистов. Всем, кто пройдет переобучение, гарантировано трудоустройство. 31 октября было последним днем, когда подавали заявку в группу первого набора.

– Бесплатное переобучение смогли пройти граждане трудоспособного возраста с барнаульской пропиской, имеющие статус безработного. Также требовалось наличие водительского удостоверения категории В, – уточнила Любовь Кошелева, начальник барнаульского отдела профессионального обучения кадрового центра «Работа России». – Люди сразу приходили, регистрировались. Нам звонили даже жены и мамы водителей. Нескольких человек мы сразу направили к работодателям, чтобы они обсудили условия дальнейшего трудоустройства. В общей сложности пять предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки в Барнауле, согласились с нами поработать. Курсы по переподготовке водителей на категорию D будут проходить и в дальнейшем. Если кто-то не успел попасть в первую группу на переподготовку, то сможет сделать это в начале следующего года.

Надежда на Надежду

Бесплатные курсы переобучения водителей на категорию D проходили на базе одной из автошкол города до 1 декабря.

– На обучение одного водителя бюджет выделяет не больше 40 тыс. рублей. И эта автошкола выиграла конкурс среди других потенциальных поставщиков, – рассказала Любовь Кошелева.

Надежда Базлуцкая в числе первых откликнулась на информацию службы занятости бесплатно обучиться на категорию D. После восьми лет работы кондуктором она захотела сама сесть за руль автобуса. Очень помогает 10-летний опыт вождения личного автомобиля.

– Вдохновляет и то, что моя подруга давно водит автобус, а раньше она тоже работала кондуктором, – уточняет Надежда Владимировна. – Но когда я сообщила о своем желании на своем предприятии, то мне сообщили, что не рассматривают вариант посадить женщину за руль. Поэтому уволилась и в другой транспортной компании нашла понимание. Там сказали: «Пожалуйста. Иди учиться!» Конечно, немного страшно. Ведь ты отвечаешь за людей, которых везешь. Но автобусов я не боюсь. Всегда старалась ставить перед собой серьезные цели и шла к ним.

У Надежды трое детей, младшему сыну три с половиной года. Выручает старшая дочь, которая может всегда подменить маму, забрав брата из детского садика.

После учебы Надежда Базлуцкая пойдет работать на маршрут № 20, где ей обещан автобус марки «Мерседес».

Кстати, по данным портала barnaul.jobfilter.ru, водителю автобуса на городских пассажирских маршрутах в Барнауле в октябре этого года предлагалась зарплата, вполне сравнимая с коллегами в Новосибирске – от 50 тыс. рублей.

Всего в группе водителей было восемь человек. После обучения у них будет три месяца на получение водительского удостоверения. А затем их ждут работодатели.

– Восемь выпускников проблему нехватки водителей автобусов, конечно же, не решат. Поэтому мы и планируем продолжить набор групп в следующем году, – заверяет Любовь Кошелева. – По другим специальностям в этом году была большая группа наладчиков станков с программным управлением. Все они трудоустроены сейчас на «Барнаултрансмаш». Уже нет разделения на чисто мужские или женские профессии. Обучались у нас на «швейном деле» и мужчины, а наладчиком хотела быть женщина.

Фоторепортаж