Выставка современной вышивки открылась в столице Алтайского края
10:55, 12 марта 2022г, Культура 1360
Фото Олег БОГДАНОВ
В барнаульском музее «Город» накануне 8 Марта открылась выставка современной вышивки «Весна в городе».
В экспозиции работы более 30 мастеров, среди которых есть и мужчины. Организатор Елена Ветрова говорит, что их сообщество устроило выставку в том числе и для знакомства с другими увлеченными вышивкой. Возможно, в следующий раз получится собрать еще более впечатляющую экспозицию. Впрочем, и нынешняя способна поразить воображение не только зрителей, далеких от рукоделия. Чтобы дополнительно популяризировать это хобби, до 10 апреля, пока работает выставка, в музее будут проводить мастер-классы по предварительной записи. Материалы для них предоставят партнеры сообщества, а на занятия ждут именно новичков.
Как медитация
– Я в декрете занялась вышивкой, которая тогда спасала меня от рутины, – призналась нам Елена Ветрова.
Ее «сообщница» Светлана Казанцева вышивала со школьной скамьи. Еще одна участница выставки, Татьяна Кузьмина, как-то увидела вышитую картину коллеги, так впечатлилась, что тоже решила попробовать. И остановиться уже не смогла. А Ольга Кошкина свою первую серьезную вышивку выполнила 12 лет назад для будущего мужа – хотелось сделать сюрприз своими руками.
Но какие бы обстоятельства ни привели опрошенных нами участниц выставки к этому хобби, в одном они оказались солидарны: больше всего это занятие похоже на медитацию. Когда вышиваешь, любые проблемы и тяжелые мысли отступают, душа отдыхает (в отличие от тела, которое как раз очень устает!), а все внимание сосредотачивается на схеме и на том, как на канве постепенно проявляется рисунок.
– Это радость, – улыбается Елена Ветрова. – С тех пор как увлеклась, я уже просто не могу не вышивать. Как будто разгадываю схему, и каждое продвижение всегда какой-то сюрприз.
Обращаясь к вечной классике
Признаемся, что отдыхают душой в музее «Город» и зрители. В большом зале на первом этаже площадью 150 квадратных метров вниманию посетителей сейчас представлены целые цветники на льняной канве, большие репродукции шедевров мировой живописи, вышитые крестом (тут вам и «Туалет Венеры» Франсуа Буше, и «Балованное дитя» Жан-Батиста Грёза), есть забавные картинки для детей, объемные фигуры. А еще томные девы, бегущие кони, романтические пейзажи, бисерные котики с 3D-эффектом и кажущиеся очень простыми изящные и симметричные композиции. Последние, как выяснилось, называются семплерами.
– Вот этот – разработка дизайнера из Германии, – объясняет нам Елена Ветрова, увлеченная как раз жанром семплера и примитива. – Это направление у нас сейчас набирает популярность. Все началось в Европе в XVIII–XIX веках, где вышивка была частью образования приличной девушки. Такие работы делали девочки примерно 7–13 лет. Сейчас подлинники семплеров продаются на аукционе Sotheby’s за десятки тысяч долларов и многие их коллекционируют. Потом они имеют право сделать с этих семплеров схему, воспроизводя один в один, даже с ошибками, и продавать ее.
Елена показывает такую схему-реконструкцию в витрине, где также расположились примеры вышивок на перфорированной бумаге, пластиковой канве и даже на деревянной перфорированной основе. Как говорят вышивальщицы, такие техники существуют уже довольно давно и ценны тем, что позволяют сохранять работу гораздо дольше, чем способна храниться ткань. Материалы мастерицы заказывали за границей, что в нынешних обстоятельствах, мягко говоря, стало сложнее. Но есть и российские компании, которые вручную красят нитки, чтобы на них образовались натуральные цветовые переходы, и издают свои схемы.
Бесценный ресурс
Мастерица Светлана Казанцева увлечена вышивкой объемных фигур – ее шарики, собранные из плоских заготовок вручную и набитые искусственным пухом, тоже можно увидеть в витрине.
– А вообще, у меня была давняя мечта – освоить вышивку на одежде, и в прошлом году я ее осуществила, – Светлана с улыбкой показывает джинсовый жакет, на спине которого красуется сердце из цветов. – Вышивала по специальной водорастворимой канве, промыла ее в теплой воде – и получилось, что вышивка осталась, а канвы нет. Вот прошлым летом уже выгуливала курточку.
Татьяна Кузьмина работает в студии света, а в свободное время вышивает ангелов, русалок и фей. «Времени на них уходит не слишком много, если сравнивать с большими полотнами, которые воспроизводят произведения живописи, – говорит Татьяна. – Но работа все равно кропотливая, особенно если используются металлизированные нитки, которые непросто уложить, или бисер».
А Ольга Кошкина (в обычной жизни сотрудница банковского кол-центра) вышила, кажется, целый табун лошадей – как сказочных, декоративных, так и вполне реалистичных, издалека похожих на мастерский рисунок пастелью.
– Вот эта работа, «Белая молния», была моим первым опытом вышивки на черной канве, и я сразу взяла сложную схему, это вполне в моем духе, – смеется Ольга. – Знаете, муж спрашивает, за сколько бы я продала свою работу, а я не могу определить цену! Мне трудно с ними расстаться, потому что это мое время – самый ценный ресурс.
Кстати, желающим присоединиться к сообществу тут обещают не только виртуальное общение, но и офлайновые встречи, на которые мастерицы приносят рулоны своих неоформленных работ, делятся советами и остатками ценных ниточек.