В рамках Шукшинского кинофестиваля в Барнауле прошла деловая программа для кинематографистов

09:39, 27 июля 2023г, Культура 631


Фото: Евгения Савина
Фото: Евгения Савина

В рамках завершившегося XXV Шукшинского кинофестиваля в Барнауле прошла полноценная деловая программа с дискуссиями, лекциями, мастер-классами, презентациями проектов и сервисов для кинематографистов.

На ней собрались ведущие эксперты индустрии – президенты профессиональных гильдий и ассоциаций, продюсеры ведущих кинокомпаний и онлайн-платформ, сценаристы. На успешных отечественных примерах они рассказывали о том, как снимать свое кино в регионах, несмотря на все сложности, и давали советы, как пробиться в онлайн-кинотеатры.

По Чуйскому тракту

Ключевыми событиями этой параллельной программы стало подведение итогов сценарного конкурса веб-сериала «Чуйский тракт» и подробный двухдневный редакторский разбор отобранных историй от опытного сценариста, заместителя главного редактора кинокомпании «СТВ» Анны Андрушевич. Напомним, на первом этапе проекта веб-сериала из 43 заявок со всей страны были отобраны восемь основных историй и две запасные.

Фото: Евгения Савина фото
Фото: Евгения Савина

Сам проект представил председатель Молодёжного центра кинематографистов Алтая, продюсер и режиссер Дмитрий Шарабарин. Он подчеркнул, что проект «рождается прямо сейчас, и в данную секунду тоже». Алтайская кинематография, по его словам, столкнулась с типичными проблемами, общими для всех регионов.

– Встречаясь на кинофорумах с представителями органов власти, мы часто слышали вопрос, а зачем вообще снимать кино? – рассказал Шарабарин. – И знаете, можно найти тысячу причин и ответов на этот вопрос, но я для себя это сформулировал как «неизбежность». То, что в регионах будет сниматься кино, неизбежно, но хочется, чтобы оно было качественным, сильным, чтобы на нем «прокачивались» местные кадры. И проект веб-сериала – это наш способ совместить опыт кинематографистов и возможности, которые есть в регионе.

Попробовать на бумаге

Где взять людей, способных писать языком кино, и сильные истории? Председатель Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский рассказал, как в свое время ездил с репортерами по регионам, смотрел газетные и телевизионные репортажи и в каждом городе  находил «как минимум два потрясающих сюжета, которые могли бы стать основой для фильмов и сериалов».

Фото: Евгения Савина фото
Фото: Евгения Савина

Подробнее об этой сценарной работе рассказала Анна Андрушевич (в разные годы «СТВ» выпускала, в частности, «Аритмию» Бориса Хлебникова, «Кукушку» и «Особенности национальной рыбалки» Александра Рогожкина и фильмы Алексея Балабанова).

– Сценарный период в создании кинокартины длительный, сложный, но это то время, когда на бумаге мы можем исправить все что угодно, а главное, попробовать все варианты, – говорит она. – Нельзя снять пять вариантов материала и потом с этим как-то разбираться. Но когда мы ведем сценарную разработку, то можем пройти все дороги, все варианты развития сюжета. Так что 32 драфта (варианта одного сценария. – Прим. ред.) – совершенно нормальная ситуация.

Андрушевич заметила, что современные технологии позволяют снять что угодно, но возникает новая проблема: компьютерной графикой уже никого не удивить, зрители видели все.

– И здесь на сцену выходим мы, сценаристы. Необходимо создавать характеры, это сейчас главное. Характер, судьба, проблемы человека и их решение – это то, что захватывает нас гораздо сильнее любых зрелищ.

Герои среди нас

«Мы ищем героя, которого можно полюбить, за которым хочется следить. Эти герои находятся среди нас, мы должны увидеть в первую очередь живого человека. Вот та главная задача, ради которой мы можем 30 раз переписывать сценарий», – подчеркнула Андрушевич.

Примеры таких историй и героев продемонстрировала Светлана Сонина – заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko. То и дело возникавшая в разговорах на фестивале проблема нравственности и ценностей в современном кино, по ее мнению, может быть решена, только если фильм популярен у аудитории:

– Давайте будем откровенны, люди смотрят не то, что правильно, а то, что им интересно. И если мы хотим что-то донести до аудитории,  если мы берем на себя некую миссию, это должно быть интегрировано в интертеймент (развлекательную форму. – Прим. ред.).

Удачным примером Светлана считает недавний проект Okko «Плейлист волонтёра» – сериал, основанный на книге человека, который занимался поиском пропавших людей. «Это сложный проект 18+ с не самыми приятными героями, которые пьют, курят, не могут найти себя в жизни, но при этом занимаются той самой социально значимой деятельностью», – описала сериал Светлана. Кроме того, как продюсер, ответственный за направление детского и юношеского кино на платформе, она рассказала о новых проектах для подростков, документальном контенте, положении современной анимации и сложной ситуации с детским кино в России, которая только начинает выправляться.

Кстати

Завершением деловой программы стал ознакомительный тур для представителей киноотрасли, которым продемонстрировали потенциально интересные и удобные места для съемок в районах Алтайского края.

Фоторепортаж