Как посмотреть выставки в алтайских музеях в период карантина

07:19, 30 марта 2020г, Культура 811


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Художественном музее Алтайского края накануне карантина открылась экспозиция, посвященная 150-летию первого художника Алтая Григория Гуркина. И, несмотря на то что музей временно закрыт для посещений, представленные в ней произведения уже скоро можно будет рассматривать онлайн – на официальном сайте ГХМАК.

Невольный диалог

В экспозицию под названием «Диалог длиною в век» вошли не только 26 произведений великого алтайского мастера из фондов музея, но и примерно столько же работ его учеников. Причем не только тех, кто непосредственно посещал основанную Гуркиным Ойротскую областную художественную школу в 1930 годы, но и тех, кто знакомился с его произведениями уже десятилетия спустя в музейных залах. Такая концепция лишь на первый взгляд может показаться рискованной. Куратор выставки искусствовед Наталья Царёва объясняет, почему она справедлива:

– Сейчас в музейном мире очень популярна идея устраивать «дуэли художников», когда берутся два мастера, примерно равновеликих и работавших в одно время. Типичный пример такой творческой дуэли – большая выставка «Дейнека/Самохвалов», прошедшая в питерском Манеже. Мы тоже могли бы показать дуэль первых художников Алтая Гуркина и Никулина, но мне не нравится сама идея противостояния. Так что мы пошли другим путем. Что происходит, когда мы, обычные люди, приезжаем в Горный Алтай? Мы выходим на берег Катуни и говорим: «Как у Гуркина!» А что же тогда художники, которые знают историю искусства и воспитаны на его работах? Естественно, они ведут диалог с ним!

Искусствоведы настаивают: каждый автор, чьи работы сейчас представлены в музейных залах, самобытен и ярок, имеет индивидуальную манеру и не пытается «переписать» гуркинскую композицию. Да и Алтай они все видят по-разному, выражают собственные мысли и чувства. Но невольный диалог с мастером идет внутри художников, выезжающих в горы на пленэр. И это продолжается уже целый век.

Главные мотивы

Вообще-то выставки памяти Гуркина проводятся в Художественном музее каждые пять лет, но ни одна экспозиция, как подчеркивает директор Инна Галкина, не повторилась. Была большая персональная выставка художника с привлечением работ из других сибирских музеев. Потом – знаковая выставка Гуркина и его учителей, когда в Барнаул из Третьяковки привезли произведения Шишкина и Васильева, а из Русского музея – Куинджи, Левитана и Киселева. Еще одну юбилейную экспозицию посвятили гуркинской графике.

Теперь же создатели экспозиции сгруппировали работы по основным темам и мотивам гуркинского искусства. Например, вода и камни: как он это писал – и как писали Андрей Никулин, Федор Торхов или Павел Джура. Невозможно было обойтись без такого программного произведения, как «Озеро горных духов». А рядом – работы Михаила Жеребцова, Виктора Зотеева, Илзе Рудзите, Леопольда Цесюлевича, Игната Ортонулова, которые тоже писали могучий, эпический Алтай.

Были у Гуркина и другие темы, например типы алтайцев. В экспозиции с эскизными портретами соседствуют произведения Ивана Чашникова и Ильбека Хайрулинова. Анималистическая тема звучит у Семена Чернова и Михаила Будкеева. Этнографическая – у Майи Ковешниковой, которая написала интерьер аила, традиционного жилища алтайцев. И такими неожиданными перекличками полны музейные залы.

«Не картина – икона»

О том, что значит фигура Григория Гуркина для алтайского и сибирского искусства, говорит искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин: «Он, как камертон, задал то, что называется искусством. И каждый художник может работать вообще в другой манере, но Гуркин присутствует всегда, это аксиома».

– Я думаю, Гуркин еще не до конца раскрыт. Это признак большого искусства, когда оно раскрывается во времени и художник не всегда даже сам понимает, какую идею высказал, – сказал Михаил Шишин на открытии экспозиции. – Я сейчас увидел «Озеро горных духов» и не могу отвернуться. Посмотрите, какой бархат зеленого цвета по горам, какой розовый подмешан к серебру. Как это получилось у человека с одним классом образования? Но факт перед нами, это не картина – это икона. Нужно просто пройти реалистический уровень и выйти на символический, там и начнется то, что называется Алтаем.

Кстати, художники – участники выставки и не отрицают диалога с мастером.

– Вы сами видите преемственность поколений, тут все ясно, – говорит Павел Джура. – Я приехал сюда в 1966 году, полюбил Алтай, прополз его на брюхе, как говорится. Да еще охота, альпинизм – я же побывал на Белухе. Знаете, после учебы, как театральный художник, я сначала распределился в Ярославль, но чувствовал, что это не мое. А сюда приезжал, потому что под Павловском жила моя сосланная мама. Как будто ангел-хранитель привел меня сюда, и Алтай стал моей родиной.

Музей онлайн

О том, как посмотреть эти работы в период карантина, нам рассказала заведующая выставочным сектором Светлана Артюхова:

– Сейчас музей сосредоточился на онлайн-ресурсах. Это, во-первых, наш сайт, где можно посмотреть виртуальные выставки и почитать о художниках. Еще есть замечательное приложение Artefact – платформа портала «Культура», на которой также существуют наши текущие выставки «Диалог длиною в век», «Они были первыми» и несколько экспозиций прошлого года.

И, конечно, наши соцсети и канал на YouTube, где мы уже опробовали прямую трансляцию открытия выставки «Диалог длиною в век». Там выложены «История одного шедевра», аудиозаписи, которые мы делали в течение нашей большой жизни. В ближайшее время должны появиться кураторская экскурсия Натальи Царё-вой, лекция «Украденный шедевр», маленькие видео по выставке «Они были первыми», на которых можно подробно рассмотреть картины, и многое другое.

Все ссылки – на официальном сайте музея: ghmak.ru

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж