Стоит ли смотреть жесткий российский сериал «Водоворот» с рейтингом 18+

19:00, 17 июля 2020г, Культура 1944


1
1

Пока открытие кинотеатров после пандемии и большие международные премьеры все откладываются, нас продолжают спасать онлайн-платформы. С конца июня, например, на сервисе «КиноПоиск HD» по серии в неделю выходит амбициозный российский сериал «Водоворот» с возрастным рейтингом 18+.

Во время штурма наркопритона полицейские арестовывают некоего Шеина (Иван Макаревич), а еще обнаруживают там голую несовершеннолетнюю девушку в бессознательном состоянии и ноутбук с флешкой, на которую записано такое, от чего у видавших виды оперов волосы встают дыбом. На видео некий мужчина в темном капюшоне устраивает ритуальную казнь девочки-подростка среди изукрашенных странными знаками и кровавыми потеками стен.

Разумеется, жуткая находка занимает полицейских куда сильнее, чем наглый наркоторговец, тем более что он заключил сделку с наркоконтролем и быстро вышел на свободу. Помощь знакомого хакера приводит их к источнику видеотрансляции, который оказывается в канализационном коллекторе, – а там обнаруживаются многочисленные останки подростков, которых почему-то никто даже не объявлял в розыск.

Сами полицейские тоже не ангелы в лучших традициях западных сериалов. У сурового главы опергруппы Краснова в исполнении Владимира Вдовиченкова умирает от рака жена, а дочь-подросток винит во всех бедах его интрижку на стороне. Опер по имени Кирилл (Владислав Абашин) явно неспроста так много знает об оккультных символах и практиках народов мира и вообще как-то слишком образован для среднестатистического сотрудника полиции, какими мы их представляем из российских новостей. Вот только пока он гоняется за бандитами, его красивая жена (Ольга Ломоносова), похоже, спивается в одиночестве.

Третий в группе – молодой полицейский Марк, сыгранный Аристархом Венесом (да-да, из «Кадетства»), надломленный детской травмой бывший наркоман. О его мрачном прошлом мы узнаем на собрании анонимных наркоманов, как и о том, что он трезв уже шесть лет. Молодо и как-то беззащитно выглядящий Марк не может пройти мимо бед знакомых подростков и по-братски опекает некую Муху (Алёна Михайлова), девчонку, то и дело сбегающую из дома от грязных домогательств отчима. А четвертая – женщина с добрым лицом (актриса Юлия Мельникова), которую коллеги-мужчины инстинктивно стараются защитить от всякой жести. На первый взгляд – эталонный нуар.

Наши критики даже поспешили сравнить «Водоворот» с теперь уже легендарным первым сезоном американского «Настоящего детектива», вышедшего в 2014 году. Впрочем, авторы сериала, кажется, и не пытались скрыть источники кинематографического вдохновения: тут вам и вязкая атмосфера безнадежности, и пропавшие дети, и ощутимый налет мистики, замешанной на запрещенных веществах, и надломленные главные герои, сражающиеся не только с преступностью, но и с тьмой внутри себя. И, конечно, снятые с высоты птичьего полета запутанные дорожные развязки, напоминающие о сериальной Луизиане. Как утверждал один эпизодический персонаж в «Настоящем детективе», время –
это плоский круг. Наши авторы придумали другую метафору безысходности – водоворот и клубок перепутанных дорог, которые никуда не выведут из этого кошмара.

И все же такое сравнение, признаем это, очень льстит российской новинке. До лучших зарубежных образцов, на которые равнялись сценарист Андрей Стемпковский и режиссер Андрей Загидуллин, «Водовороту» пока далеко: немотивированно рваный монтаж разрушает искомый тягучий нуарный ритм, а хорошие актеры почему-то порой переигрывают. Да и сама реальность российских городов (место действия – некий обобщенный мегаполис) выламывается из выбранной авторами эстетики – примерно как стандартное здание полиции, где работают герои, облицованное унылым керамогранитом.

Кажется, продуктивнее поискать в «Водовороте» отсылки к Стивену Кингу. Сериал с невиданной для нашего кино и телевидения откровенностью поднимает тему беззащитности подростка. Как-то так получается, что в мире взрослых юный человек находится в опасности, даже если у него вполне благополучные родители. А уж если это вечно пьяная мама, которая и не заметила, что дочери две недели нет дома (как у той девушки из наркопритона), или отчим-насильник, как у Мухи, – пиши пропало.

В общем, зрителям стоит сперва оценить свою моральную готовность к таким сюжетам. У подростков в этом сериале вообще свой мир, который они сами устроили на какой-то заброшенной стройке: там можно согреться, покурить и даже «вписаться» к кому-нибудь, то есть попроситься переночевать, когда оставаться дома невыносимо или попросту опасно. И только молодому оперу Марку, неистовому и при этом уязвимому, позволено появляться в этом пространстве несчастных детей.

Фоторепортаж