В Барнауле открылась выставка «Содружество прекрасных муз»

17:11, 28 января 2016г, Культура 1412


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В арт-галерее Щетининых открылась выставка «Содружество прекрасных муз» – тематическая экспозиция, объединяющая живопись, графику, скульптуру и различные виды декоративного искусства. Участвуют не только признанные мастера профессионального алтайского искусства, но и самодеятельные авторы, учащиеся детской школы искусств № 2.

Можно было ожидать, что выставка будет посвящена жанру портрета – и портретов наших деятелей искусств здесь действительно много. Но ими экспозиция, к счастью, не исчерпывается, ее разбавляют, например, тематические натюрморты и композиции-посвящения вроде неожиданной работы «Памяти Коровина» заслуженного художника России Ильбека Хайрулинова. Словом, это очень пестрое, эклектичное и обаятельное зрелище.

«Содружество прекрасных муз» – далеко не первая тематическая экспозиция у Щетининых, барнаульские любители искусств могут помнить выставки, посвященные русскому самовару и философской категории времени, а еще раньше – путешествиям, без которых жизнь художника совершенно немыслима. Нынешняя идея вновь принадлежит художнице Ирине Щетининой, которая объяснила нам замысел экспозиции:

– «Музы» из названия немного не наше слово, но ключевое понятие здесь все-таки «содружество», именно его нам и хотелось показать. Содружество техник изобразительного искусства, содружество различных жанров.

Добавим также, содружество деятелей искусства – то особое общение, которое почти неизбежно заканчивается созданием портрета. И здесь сложилась целая галерея портретов и автопортретов творческих людей. По просьбе Анатолия Щетинина свой портрет работы известного живописца Валерия Октября принес известный музыкант и педагог Александр Россинский. Литература здесь представлена, в частности, многочисленными отсылками к фигуре Василия Шукшина, кинематограф – портретами алтайского оператора Анатолия Фукса, а также Ивана Пырьева. В витрине можно увидеть небольшую фигурку Чайковского с собакой, выполненную скульптором Прокопием Щетининым в 80-е годы, а также эскиз памятника художнику Григорию Гуркину работы Владимира Чукуева (памятник в чуть измененном виде был установлен в Горно-Алтайске). Наконец, серию ироничных «телепортретов» музыкантов и писателей принес Александр Потапов, а вполне серьезные скульптурные портреты Марка Юдалевича, Александра Розенбаума и Василия Шукшина принадлежат Михаилу Кульгачеву.

Однако ближе и роднее всего для художников остается изобразительное искусство. Авторы выставки не нашли возможным обойти имена выдающихся алтайских мастеров, например, Николая Иванова (автор знаменитой картины «Алтайское лето»), его кисти принадлежит превосходный портрет хозяйки галереи Ирины Щетининой в юности. Сама Ирина Витальевна выставила портрет недавно ушедшего из жизни живописца, акварелиста и мастера текстильного рисунка Глеба Белышева, под началом которого она в свое время работала в художественной мастерской на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате. Кстати, к этому периоду относится ее же крок «Джаз» (гуашь, 1988 год). Главный архитектор Барнаула Сергей Боженко, известный также как пейзажист, напомнил публике о студии Василия Рублева. А график Николай Зайков предложил на выставку эффектный автопортрет «Здесь и сейчас» в смешанной технике, неоднократно выставлявшийся и неизменно приковывающий к себе внимание публики.

Кроме того, из собрания семьи Щетининых на выставку попал портрет «Прокопий Щетинин за работой», написанный в 1956 году будущим народным художником России Михаилом Будкеевым. Сын изображенного на портрете скульптора Анатолий Щетинин с теплотой говорит об этой вещи: «Шестьдесят лет назад Будкеев только начинал работать, он же был самодеятельный художник, а написал великолепный по живописным качествам портрет, в котором я мгновенно узнаю отца и его характер. Эта работа практически мой талисман». Ну а сам Михаил Яковлевич Будкеев был запечатлен Юлией Кикоть на портрете «Чистый холст», буквально излучающем нежность. И совершенно особое настроение присуще работам, посвященным мастерской художника – пространству, вне всяких сомнений, почти мистическому. Пример – натюрморт «Сумерки» Ирины Леденевой (гипсовая голова, рамки, кисточки, прозаически торчащие из глиняного горшка – а глаз не отвести!) или «Мой ящик» Николая Зайкова.

В завершение отметим также присутствие в экспозиции текстильного коллажа и предметов ручного ткачества (автор – Татьяна Горбунова), батика Татьяны Дедовой, милейших текстильных кукол-шутов Елены Вахненко, керамики Анжелы Кононенко и Светланы Милантьевой – и это далеко не все! «Я стараюсь любую тему подать как можно шире, поскольку к нам в галерею всегда приходит много студентов и школьников, и мне хочется, чтобы этой аудитории тоже было интересно», – объясняет это впечатляющее разнообразие автор идеи Ирина Щетинина. Что ж, этой выставке под силу заинтересовать любую аудиторию.

Фоторепортаж