Фонд Художественного музея Алтайского края пополнили более 180 произведений

17:00, 28 апреля 2016г, Культура 1431


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

На прошлой неделе Художественный музей представил журналистам более 180 произведений, переданных в дар художниками и их наследниками в начале 2016 года. Среди подарков – произведения живописи, графики и декоративного искусства алтайских и столичных авторов, созданные в разные десятилетия.

Это по-настоящему ценные вещи: когда музей откроется во вновь построенном здании на площади Октября, многие из них войдут в постоянную экспозицию, обещают искусствоведы. Для нашего музея поступление такого количества даров за один квартал – событие экстраординарное, и сотрудники ГХМАК, встречавшие журналистов в фондохранилище (где уже собрано порядка 15 тысяч произведений), не скрывали своей радости и гордости.

Гвоздь презентации – большой портрет оперного певца Дмитрия Хворостовского, написанный в 1991 году вице-президентом Российской академии художеств Анатолием Левитиным, профессором, народным художником России и ярким представителем живописной школы Санкт-Петербурга, тесно связанным с искусством Сибири. Эту работу считают одним из лучших портретов мастера.

– Анатолий Левитин очень много сделал для развития сибирского искусства, являясь руководителем творческой мастерской в Красноярском художественном институте, – объясняет заместитель директора ГХМАК Наталья Царева. – Но он и сам проникся сибирской культурой. И однажды по радио он услышал голос молодого красноярского певца Дмитрия Хворостовского – и родилась идея написать портрет этого человека во время его триумфа, когда о его таланте заговорил весь мир. Он написал его на фоне небоскребов Нью-Йорка и афиши, и мы видим скромного молодого парня в синем свитере, который еще даже не осознает, какая слава обрушилась на его голову.

Левитин часто показывал портрет на выставках в столицах, а этой зимой решил расстаться с ним, подарив его именно нашему музею. По словам Натальи Царевой, поспособствовал этому известный алтайский искусствовед Михаил Шишин, недавно ставший первым в крае членом-корреспондентом Российской академии художеств.

– Работы Левитина находятся в лучших собраниях страны. Например, в Русском музее в постоянной экспозиции представлен его знаменитый «Теплый день» 1957 года – одна из классических работ советского искусства 50 – 60-х годов, насыщенная солнцем и воздухом и любимая очень многими. Так что музеи Красноярска, Новокузнецка, Новосибирска были бы счастливы получить даже этюд кисти Левитина! И когда он дарит огромные полотна, умолчать об этом нельзя! – улыбается Наталья Царева.

Еще один ценный дар музей получил от московского православного художника Игоря Кислицына, известного в качестве иконописца. В наше собрание он передал 12 философских живописных и графических работ в смешанной технике, в которых переосмыслил традиции русского авангарда начала ХХ века.

Наконец, из мастерской петербургской художницы Ольги Алексеевой сотрудники музея увезли три небольшие статуэтки из бисквита (фарфора без глазури), изображающие великого танцовщика Вацлава Нижинского в его знаменитых балетных образах Петрушки, Фавна и поэта в «Шопениане». Художница, сотрудничавшая в советское время с Колыванским камнерезным заводом, недавно выполнила уникальное панно для будущего Колыванского зала Художественного музея. Однако сегодня она в основном занимается авторской художественной куклой, а еще много лет она увлечена балетом. Три ее работы, созданные в конце 2000-х, скорее всего, тоже будут представлены в будущей постоянной экспозиции.

Наконец, обширную коллекцию работ ушедшего из жизни алтайского живописца Федора Торхова преподнесла музею его дочь Марина Тифлисова. 163 работы представляют творчество художника ретроспективно – от ранних работ, созданных во время учебы в Республиканском художественном училище в Ташкенте, до произведений последних лет. Для сотрудников музея, которые сейчас готовят монографию о художнике, особенно важно то, что среди них есть этюды к известным полотнам автора, которые уже хранятся в ГХМАК.

И, конечно, музею дарят работы алтайские художники. Журналисты увидели полотна Александра Андрусенко, перешедшие в запасники с недавней персональной выставки, «Автопортрет «Кирилл» известного графика Николая Зайкова и пейзаж «Дождь в Барнауле» Юлии Никитюк.

Фоторепортаж