Дуэт противоположностей

16:00, 14 сентября 2016г, Культура 1719


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В павильоне современного искусства «Открытое небо» работает выставка «Творческий дуэт Алтая: Майя Ковешникова и Валентин Курзин». Площадка, которая традиционно специализируется на молодежном, экспериментальном и самодеятельном творчестве, на сей раз представляет работы корифеев алтайской живописи.

Выставка посвящена юбилейным датам: 90-летию со дня рождения заслуженного художника России Майи Ковешниковой и 105-летию – Валентина Курзина. В том, что экспозиция состоялась, основная заслуга принадлежит дочери художников Татьяне Скубневской, которая последовательно занимается популяризацией их творчества, реставрацией работ. Большое содействие оказала и искусствовед Любовь Шамина. Впрочем, если имя Ковешниковой на слуху, а ее работы по-прежнему экспонируются на крупных краевых выставках (Майя Дмитриевна ушла из жизни в 2013 году), то имя Валентина Курзина практически выпало из поля зрения знатоков и любителей искусства. В 1965 году художник переехал из Барнаула в Бийск, и именно там, в краеведческом музее им. Бианки и частных собраниях, хранится основная часть его наследия.

Словом, нынешняя экспозиция действительно редкая возможность для барнаульского зрителя познакомиться с творчеством Валентина Курзина, пусть и в очень небольшом объеме. Искусствовед и куратор выставки Светлана Мягких сожалеет, что ей так и не удалось договориться с бийскими наследниками живописца, так что в павильоне «Открытое небо» сейчас представлены только произведения из собрания мецената Сергея Хачатуряна и ряд эскизов и этюдов из коллекций друзей и родственников. Основной интерес представляют большой пейзаж «На Оби» и пять замечательных портретов 50 – 60-х годов.

Валентин Курзин (1911 – 1984) – племянник известного авангардиста Михаила Ивановича Курзина, работавшего в «Окнах РОСТА» с Маяковским и стоявшего у истоков создания музея изящных искусств в Барнауле, который просуществовал до 1926 года. Сам Валентин Яковлевич Курзин родился в Барнауле, профессиональное образование получил в Самаркандском художественном училище и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где учился у выдающегося советского художника и педагога Исаака Бродского. Преподавая живопись, рисунок и композицию в Орловском художественном училище, он познакомился с талантливой студенткой Майей Ковешниковой – уроженкой города Новосиля Орловской области. Позже она стала его женой и в 1951 году приехала с ним в Барнаул, связав свою творческую судьбу с Алтаем. В то время в городе не было ни одного художника с высшим образованием, так что Валентин Яковлевич был избран председателем правления Алтайской организации Союза художников РСФСР. Он следовал традициям русской реалистической школы, и для его работ характерна некая классичность, сдержанный колорит.

Искусствовед Любовь Шамина пишет, что самыми плодотворными для Валентина Курзина стали 1950 – 1970 годы. Он работал во всех жанрах живописи, создавал тематические картины и портреты, но особая любовь художника – городской, сельский лирический пейзаж, он до конца оставался главной темой в его живописи. Кстати, тонкий, выдержанный по колориту пейзаж «На Оби», представленный в этой экспозиции, написан в 1955 году. К этому же удачному для мастера периоду относятся портреты «Девочка из Тальменки», «Любаша», «Доярка из с. Анисимова» и «Михеев Виктор Иванович».

Манера Майи Ковешниковой кажется полностью противоположной: яркая, декоративная живопись, тяготеющая к формальным экспериментам и авангарду. Художница признавалась, что всегда писала чистыми спектральными красками. И эта разница манеры и мировосприятия учителя и ученицы отчетливо видна уже в двух этюдах 40-х годов, расположенных в экспозиции рядом: детально прописанный пейзаж «На Орловщине» Курзина (1949) и как будто незавершенный «Село Паньково Орловской области» Ковешниковой (1946).

«На любой выставке ее работы – праздник», – говорит Светлана Мягких, и спорить с этим невозможно. И хотя куратор выставки замечает, что не все представленные здесь произведения, что называется, «музейного качества», в небольшой экспозиции отражены извечная любовь Майи Дмитриевны к путешествиям («Наши палатки», «Кедры»), важнейшая тема хлеба, цветочные чудеса («Марьины коренья») и тяготение к тематическому натюрморту и интерьеру, а также смешанным жанрам («Панты сушат»).

В 90-е годы на выставках стали появляться портреты авторства Ковешниковой, тоже в некотором смысле противоположные по духу работам Курзина: если Валентин Яковлевич старался дать некий «объективный» образ модели, то портреты Майи Дмитриевны – сплошная субъективность. Пример – незаконченная, по всей видимости, работа «Соколенко Вилли Александрович». «Это бывший председатель совхоза «Санниковский», – рассказывает Светлана Мягких. – Но если не знать, кто это, то можно решить, что Майя Дмитриевна писала портрет творческого человека – с синеватыми волосами, на красном фоне». Заметим в скобках, что в случае таких мастеров, как Курзин и Ковешникова, даже незавершенные и несовершенные работы производят большое впечатление.

Кстати, до 25 сентября в Художественном музее продолжается юбилейная выставка Майи Ковешниковой «Народное… любимое», тематика которой ограничена экспозиционным пространством – залом традиционной русской культуры. Работы художницы соседствуют с предметами традиционного быта и произведениями русского и алтайского народного искусства.

Фоторепортаж