Для диалога власти и общества

23:26, 16 июня 2017г, Общество 1251


Для диалога власти и общества Фото №1

На прошлой неделе, 5 июня, глава региона Александр Карлин подписал Указ о создании Совета по правотворчеству при губернаторе Алтайского края. Летом будет сформирован его состав, а первое заседание планируется провести осенью. О том, какие задачи ставятся перед новой структурой – наш сегодняшний разговор с представителем губернатора и Правительства Алтайского края в АКЗС, доктором юридических наук Антоном Васильевым:

- Антон Александрович, с какой целью создается Совет по правотворчеству и почему сейчас?

- Цель создания совета - в привлечении ученых-юристов к совершенствованию правотворческой деятельности органов государственной власти края, в обеспечении экспертной оценки инициатив, которые разрабатываются органами исполнительной власти. Можно сказать, что это ответ на запрос, который во многом исходит от самого общества и от экспертного сообщества по поводу соответствия содержания нормативных актов и законов интересам и чаяниям людей и передовым достижениям правовой науки. Это обратная связь с населением края, которое в Совете будут представлять авторитетные эксперты-правоведы. Они могут на профессиональном уровне отследить инициативы, на которые есть запрос в обществе, правильно сформулировать их и донести до органов власти. Такого рода экспертные советы – обычная практика в деятельности федеральных и региональных органов власти. Так, на федеральном уровне существуют экспертные советы при комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

- Кто войдет в состав новой структуры и кто ее возглавит?

- Председателем Совета станет губернатор и председатель Правительства Алтайского края Александр Карлин. Предполагается, что в состав нового органа войдут, с одной стороны, представители государственного аппарата Алтайского края, то есть те лица, которые непосредственно разрабатывают и вносят правотворческие инициативы в АКЗС. С другой стороны – представители Заксобрания, территориальных подразделений федеральных органов госвласти и экспертного сообщества - ученые-юристы, представляющие научные и образовательные организации региона.

Кандидатуры пока рассматриваются, окончательный состав Совета будет сформирован отдельным распоряжением губернатора края. По положению возможно введение должности заместителя председателя. Скорее всего, это будет представитель науки. Должность секретаря, организующего работу Совета, вероятнее всего, будет отведена мне, как представителю главы региона в АКЗС. Будет постоянный состав и приглашаемые эксперты для обсуждения определенных вопросов. От случая к случаю этот состав может по необходимости расширяться. Так или иначе, при формировании Совета выдержан некий паритет, в котором большинство его членов – 2/3 - представители юридической науки, чтобы работа совета носила не бюрократический характер, а позволяла экспертам творчески подойти к решению проблем правотворчества.

Мы понимаем, что авторитетных специалистов много в разных областях, но работа будет строиться только с теми экспертами, которые работают в сфере уставного законодательства, организации публичной власти, системы местного самоуправления, и в вопросах, связанных с реализацией полномочий региона. Одно из направлений работы - как раз привлечение при необходимости ученых-юристов к экспертизе проектов правовых актов. Речь идет не только о законах, а вообще о проектах нормативно-правовых актов в широком смысле этого слова. В том числе это могут быть проекты федеральных законов, инициатором которых выступит Алтайский край.

- Можно сказать, что Совет по правотворчеству - это площадка, на которой пересекутся наука и юридическая практика…

- Именно так. Это соединение опыта исследовательской работы ученых, грамотного и заинтересованного подхода к делу управленцев и законотворцев. Следует отметить, что на сегодняшний момент исполнительная власть края в лице губернатора – это основной разработчик, инициатор проектов краевых законов. Ежегодно около 60 % законопроектов вносится в АКЗС главой региона. Для повышения качества подготовки документов, научной обоснованности принятых решений мы и решили воспользоваться помощью и содействием ученых-юристов. В итоге получается, что представители власти и ученые края объединяются для совместной правотворческой работы на благо жителей края.

При всем при этом надо понимать, что в состав Совета по правотворчеству будут входить люди, работающие на общественных началах, на неоплачиваемой основе. Планируется, что заседания будут проходить не реже раза в полугодие. Мы говорим о том, что новый орган создается не для того, чтобы разработать какой-то один конкретный документ. На заседаниях будут обсуждаться наиболее общие проблемы и тенденции в развитии законодательства Алтайского края, результаты правового мониторинга и эффективность принятых правовых актов.

Губернатор края Александр Богданович Карлин, как доктор юридических наук, обладающий огромным опытом разработки и отстаивания законов в Государственной Думе России, будет совещаться с наиболее авторитетными учеными-правоведами нашего региона для улучшения качества правовых актов. Так, к примеру, особую актуальность сегодня приобрели такие вопросы как антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Решения Совета по правотворчеству, одобренные губернатором края, будут носить обязательный характер для органов исполнительной власти региона и рекомендательное значение для иных органов. Говоря об этом, нельзя забывать, что компетенцией государственного органа Совет по правотворчеству при губернаторе не обладает и никакие органы госвласти подменять собой не будет. По сути это экспертный совет при главе региона.

- То есть рассуждения по поводу того, что создание Совета – это «камень в огород» краевого парламента, реакция на принятие некачественных законов, не имеют под собой никаких оснований?

- Совершенно верно. Если следовать логике, что губернатор – это основной субъект законотворческих инициатив, то, естественно, - он будет приглашать экспертов-правоведов для их подготовки. При этом никто не отнимает права законодательной инициативы у отдельного депутата, фракции или в целом у краевого парламента. Нельзя путать орган государственной власти и экспертный совет при этом органе. Известно, что в Алтайском крае их довольно много. Все знают, что успешно работают, к примеру, Совет по биотехнологиям, по стратегическому развитию, проектные офисы и другие. Надо понимать, что это те площадки, на которых осуществляются попытки выработать некие научно-обоснованные рекомендации для органов власти.

Еще раз отмечу: идея создания Совета заключается в том, чтобы повысить качество правотворческой деятельности и заручиться поддержкой ученых края. Речь не идет о том, что депутаты АКЗС принимают документы, на которые исполнительной власти приходится соответствующим образом реагировать. Мягко говоря, такие заявления и оценки непрофессиональны и поверхностны. Тем более, что почти каждая инициатива, пусть и разрабатывается Заксобранием, получает ту или иную оценку со стороны исполнительной власти края. Ни один документ не ляжет на стол депутата без выражения мнения, позиции профильных органов управления. Это системная и слаженная работа двух ветвей власти, в ходе которой никто не пытается перетянуть на себя одеяло или снять с себя ответственность.

- Майские Указы Президента России тоже предусматривали создание компетентных общественных Советов при всех органах исполнительной власти…

- Совершено правильно. Жизнь показывает: когда законопроект разрабатывается и согласуется с представителями экспертного сообщества, восприятие и реализация этого решения, как правило, получается адекватное. Работа над законом протекает на основе принципов открытости, прозрачности, солидарности власти, общества и экспертных групп. Мы прекрасно понимаем, что далеко не все в глазах рядового чиновника может быть сообразно с позицией того же врача, педагога или юриста-профессионала. Я думаю, что Совет по правотворчеству - это хорошая возможность для диалога власти и общества.

- Какие вопросы будут в числе первых вынесены на обсуждение?

- Их много. Федеральное законодательство довольно динамично и мы вынуждены корректировать региональное в связи с происходящим изменениями. Сейчас, к примеру, актуален вопрос об антикоррупционной экспертизе и в целом о противодействии коррупции, оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, совершенствовании процедур правотворческой деятельности.

Недавно внесены изменения в федеральный закон, которые касаются полномочий губернатора - о направлении ему деклараций муниципальных депутатов и глав администраций, замещающих должности по контракту. Информация от муниципалитетов будет поступать к главе региона. При наличии нарушений закона губернатор будет иметь право выйти с инициативой в представительный орган власти или в суд об отрешении от должности данных лиц.

Сегодня эта тема очень важна: практики ее исполнения нет, а в законе уже появились новые нормы, что требует необходимых усилий от органов власти края по формированию нормативной основы и верного восприятия нового механизма на местах. Это наша общая ответственность – органов исполнительной и представительной власти Алтайского края.

- Антон Александрович, как в целом сегодня вы оцениваете уровень взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти региона?

- Эти отношения имеют достаточно давнюю историю и свои наработанные традиции. У нас налажено тесное, системное взаимодействие. Работа проходит в формах, которые интегрируют деятельность обеих ветвей власти. Действуют рабочие группы, проводятся заседания, совещания и обсуждения с председателями комитетов и аппаратом АКЗС, досконально изучается инициатива на предмет ее законности и целесообразности задолго до внесения проектов в порядке законодательной инициативы. И после принятия закона ветви власти совместно проводят мониторинг применения данного закона, изучают его последствия и эффективность для того, чтобы скорректировать возможные негативные последствия.

Сам факт учреждения должности представителя губернатора и Правительства края в АКЗС показывает, что это взаимодействие принципиально важно для исполнительной власти региона. При всем при этом качество наших контактов постоянно улучшается. Исполнительная и законодательная власть региона заинтересованы в том, чтобы максимально сблизить позиции по решению всех социально-экономических вопросов. Жизнь такова, что в противном случае принятые в одностороннем без согласования позиций со всеми заинтересованными субъектами документы просто не будут работать. А люди ждут от нас реальной, заметной работы, которая выражается в повышении качества жизни и благосостояния населения через эффективную правотворческую и правоприменительную деятельность.

Фоторепортаж