Чтобы получить взаймы миллиард, необязательно идти в банк
07:07, 22 июня 2021г, Экономика 1376
Можно выпустить на миллиард рублей облигации. Это хоть и хлопотная процедура, но с недавних пор доступная для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
55 смелых
По словам и. о. управляющего Отделением Барнаул Банка России Андрея Антипова, предприятия Сибири успешно используют облигационные займы в качестве источника финансирования. В макрорегионе «Сибирь» зарегистрировано 55 выпусков корпоративных облигаций, которые сейчас находятся в обращении, в том числе два эмитента из Алтайского края. Как стало известно, это торговое предприятие «Группа «Продовольствие», которое в сентябре прошлого года и в мае этого года разместило свои облигации на 170 млн рублей для пополнения оборотных средств, и «Агрохолдинг «Солтон», эмитировавший 30 апреля нынешнего года облигации в объеме 60 млн рублей с купонным доходом 13% годовых.
«Привлечение денег на фондовом рынке – не экзотика, а вполне жизнеспособный и удобный инструмент. Для тех компаний, которые задумываются о переходе на новую ступень развития, облигации могут стать перспективным источником финансирования», – в свою очередь считает Мария Полякова, один из руководителей Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Нужен хороший организатор
Выпуск облигаций несет предприятию ряд финансовых преимуществ, но все эти «плюшки» эмитент получает потом, а вначале ему нужно пройти длинную и сложную процедуру. И для небольшого предприятия, только делающего первый шаг на биржу, без надежного помощника – брокерской компании не обойтись, считает замруководителя Сибирского представительства Финансового ателье GrottBjorn Юрий Гнездилов.
Основная его роль – консультирование и помощь в подготовке выпуска облигаций на всех этапах. «Хороший организатор честно скажет, что есть вещи, которые нельзя сделать без эмитента, но готов помочь по всем вопросам», – объясняет Юрий Гнездилов.
Им придется вместе подготовить инвестиционную документацию, заключить договор с биржей, которая является организатором торгов, с брокером, продающим облигации первым владельцам, с центральным депозитарием. После определения параметров эмиссии организатор готовит маркетинговую кампанию и материалы для потенциальных покупателей.
Господдержка
Затраты по подготовке выпуска и на размещение ценных бумаг на бирже измеряются миллионами, например «Агрохолдинг «Солтон» пока заплатил за эти услуги около 1,5 млн рублей.
Чтобы как-то активизировать интерес субъектов МСП к выпуску облигаций, Минэкономразвития РФ готово субсидировать часть этих затрат для компаний, которые не заняты добычей полезных ископаемых и производством подакцизных товаров.
Эти затраты субсидируются по факту до 2% от объема размещения, но не более 1,5 млн рублей.
При размещении облигаций компания платит их покупателям купонный доход, после чего Минэкономразвития (МЭР) готово до 70% от ключевой ставки Банка России субсидировать эмитенту и эти затраты.
«Благодаря финансовой поддержке государства привлечение средств на бирже становится более доступным для предприятий МСП и сопоставимым с льготным кредитованием», – считает Мария Полякова.
Помимо этого есть поддержка от Корпорации МСП и МСП Банка, который, в частности, может выступить в качестве якорного покупателя облигаций. Это помогает эмитенту выпустить больший объем ценных бумаг и дает посыл рынку, что данное размещение проверено экспертами, то есть облигации можно смело покупать.
Для субъектов МСП Московская биржа снизила тарифы на размещение на 30% по сравнению с услугами для крупных компаний. Для выпусков меньше 400 млн рублей биржа в прошлом году обнулила тарифы на листинг облигаций в первый год размещения. Также она развивает аналитическую, маркетинговую поддержку, предлагает консультирование.
На бирже создано специальное подразделение для размещения облигаций небольших компаний – «Сектор Роста». В настоящее время там обращаются облигации порядка 40 эмитентов МСП.
В секторе предлагаются удобные сервисы, позволяющие облегчить процесс подготовки документов для заключения договоров.
По словам Поляковой, в 2020 году получили субсидии 18 эмитентов на 124 млн рублей. В прошлом году МЭР в связи с ограничительными мерами не выплачивало субсидии по размещению, а только компенсировало купонный доход. В этом году обе субсидии есть.
Правда, попасть в «Сектор Роста» могут только компании, имеющие рейтинг или поддержку институтов развития, например МСП Банка.
«Можно вначале разместиться, а потом получить рейтинг, – советует Полякова. – Наличие рейтинга увеличивает доверие покупателей облигаций, расширяет их число. И главное, дает возможность получить субсидию».
Однако Юрий Гнездилов предупреждает, что процедура рейтингования занимает два месяца и первое размещение облигаций можно делать и без нее.
Как ещё снизить затраты
3 августа прошлого года Московская биржа завершила размещение облигаций на 70 млн рублей АО «Новосибирскхлебопродукт». Ставки купонов установлены в пределах 12,5% годовых.
Гендиректор компании Сергей Соколов говорит, что давно думал привлечь финансирование с рынка, а в прошлом году прислушался к рекомендациям Банка России и решился.
Компания при интенсивной ежедневной работе с привлечением организатора торгов смогла разместить облигации за четыре месяца. Конечно, банк бы выдал кредит быстрее. И все-таки Соколов не жалеет, что прошел этот путь, так как компания думает о развитии, ей нужны инвестиции на проекты, которые банкирам трудно воспринимать.
Но руководитель предприятия недоволен стоимостью услуг, которые оказывают организаторы торгов. Он, как председатель регионального отделения «Опоры России», договорился с губернатором о том, что в Новосибирской области в центре «Мой бизнес» появится специалист, помогающий субъектам МСП бесплатно выйти на биржу.
«Новосибирскхлебопродукт» получил рейтинг и подсчитал, что с учетом всех субсидий от Минэкономразвития РФ заимствование на рынке обойдется компании в 10,76% годовых. Если бы не платить консультантам, то эффективная ставка получилась бы еще ниже. И тогда выпуск облигаций по затратам действительно можно приравнивать к льготному кредитованию.
Словарь «АП»
Комментарий
Исполнительный директор «Агрохолдинга «Солтон» Евгений Пасечник:
– На самом деле с банками работать непросто. Для получения кредита они выдвигают большое количество требований, основное из которых – залог, но порой раздражает и щепетильность банковских работников: не там запятую поставил в документе – и переделывай, постоянно нужно выдерживать какие-то ковенанты по оборотам, а аграрный сектор, к которому мы относимся, как известно, характеризуется неритмичностью денежных потоков. Облигации выпустить тоже морока, но раз прошел эту процедуру – и забыл на три года.
На российском рынке достаточно легко найти компанию, которая возьмет тебя за руку и поможет организовать выпуск облигаций. Хотя стоит это немалых денег.
Выпуск облигаций занял полгода, потому что было необходимо пройти много процедур и каждая занимает строго определенное время.
С учетом всех затрат эффективная ставка наших облигаций составила 15,5%.
Она могла быть ниже, но мы решили не пользоваться господдержкой. Для того чтобы получить субсидию и попасть в «Сектор Роста», нужен рейтинг, а на эту операцию пришлось бы потратить не менее миллиона рублей и четырех месяцев времени. Да, часть затрат на получение рейтинга тоже компенсируют, но решение о попадании акций в «Сектор Роста» принимает Московская биржа. И мы опасались, что отдадим миллион, а в «Сектор» не попадем, так как там довольно субъективные критерии оценки. И если попадем, то в Минэкономразвития может на нас не хватить лимитов на субсидирование. Столько «если», что мы решили не рисковать.
Тем не менее я считаю, что выпуск облигаций – рабочий инструмент привлечения финансовых средств в компанию. Он непростой, трудозатратный, но если у тебя есть четко проработанные планы на развитие, то надо им пользоваться.
Преимущества облигаций перед кредитованием
- Нет зависимости от одного крупного кредитора.
- Не требуется залога либо поручительства.
- Нет необходимости соблюдать определенные требования, которые, как правило, предъявляют банки.
- Более свободное установление сроков выплат, ставки и периодичности выплаты купонного дохода.
- Облигации имеют периодическую амортизацию, но не такую, как кредит, который обычно приходится гасить равными долями.
- Можно привлечь денежные средства на более длительный срок.
- После выхода на биржу предприятие, как правило, изменяет свою структуру управления, повышает прозрачность бизнеса. Это ведет к росту узнаваемости бренда и дает возможности для дальнейшего заимствования на рынке, подготавливает компанию для вывода на рынок акций.