Чтобы получить взаймы миллиард, необязательно идти в банк

07:07, 22 июня 2021г, Экономика 1376


Чтобы получить взаймы миллиард, необязательно идти в банк Фото №1

Можно выпустить на миллиард рублей облигации. Это хоть и хлопотная процедура, но с недавних пор доступная для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

55 смелых

По словам и. о. управляющего Отделением Барнаул Банка России Андрея Антипова, предприятия Сибири успешно используют облигационные займы в качестве источника финансирования. В макрорегионе «Сибирь» зарегистрировано 55 выпусков корпоративных облигаций, которые сейчас находятся в обращении, в том числе два эмитента из Алтайского края. Как стало известно, это торговое предприятие «Группа «Продовольствие», которое в сентябре прошлого года и в мае этого года разместило свои облигации на 170 млн рублей для пополнения оборотных средств, и «Агрохолдинг «Солтон», эмитировавший 30 апреля нынешнего года облигации в объеме 60 млн рублей с купонным доходом 13% годовых.

«Привлечение денег на фондовом рынке – не экзотика, а вполне жизнеспособный и удобный инструмент. Для тех компаний, которые задумываются о переходе на новую ступень развития, облигации могут стать перспективным источником финансирования», – в свою очередь считает Мария Полякова, один из руководителей Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Нужен хороший организатор

Выпуск облигаций несет предприятию ряд финансовых преимуществ,  но все эти «плюшки» эмитент получает потом, а вначале ему нужно пройти длинную и сложную процедуру. И для небольшого предприятия, только делающего первый шаг на биржу, без надежного помощника – брокерской компании не обойтись, считает замруководителя Сибирского представительства Финансового ателье GrottBjorn Юрий Гнездилов.

Основная его роль – консультирование и помощь в подготовке выпуска облигаций на всех этапах. «Хороший организатор честно скажет, что есть вещи, которые нельзя сделать без эмитента, но готов помочь по всем вопросам», – объясняет Юрий Гнездилов.

Им придется вместе подготовить инвестиционную документацию, заключить договор с биржей, которая является организатором торгов, с брокером, продающим облигации первым владельцам, с центральным депозитарием. После определения параметров эмиссии организатор готовит маркетинговую кампанию и материалы для потенциальных покупателей.

Господдержка

Затраты по подготовке выпуска и на размещение ценных бумаг на бирже измеряются миллионами, например «Агрохолдинг «Солтон» пока заплатил за эти услуги около 1,5 млн рублей.

Чтобы как-то активизировать интерес субъектов МСП к выпуску облигаций, Минэкономразвития РФ готово субсидировать часть этих затрат для компаний, которые не заняты добычей полезных ископаемых и производством подакцизных товаров.

Эти затраты субсидируются по факту до 2% от объема размещения, но не более 1,5 млн рублей.

При размещении облигаций компания платит их покупателям купонный доход, после чего Минэкономразвития (МЭР) готово до 70% от ключевой ставки Банка России субсидировать эмитенту и эти затраты.

«Благодаря финансовой поддержке государства привлечение средств на бирже становится более доступным для предприятий МСП и сопоставимым с льготным кредитованием», – считает Мария Полякова. 

Помимо этого есть поддержка от Корпорации МСП и МСП Банка, который, в частности, может выступить в качестве якорного покупателя облигаций. Это помогает эмитенту выпустить больший объем ценных бумаг и дает посыл рынку, что данное размещение проверено экспертами, то есть облигации можно смело покупать.

Для субъектов МСП Московская биржа снизила тарифы на размещение на 30% по сравнению с услугами для крупных компаний. Для выпусков меньше 400 млн рублей биржа в прошлом году обнулила тарифы на листинг облигаций в первый год размещения. Также она развивает аналитическую, маркетинговую поддержку, предлагает консультирование.

На бирже создано специальное подразделение для размещения облигаций небольших компаний – «Сектор Роста». В настоящее время там обращаются облигации порядка 40 эмитентов МСП.

В секторе предлагаются удобные сервисы, позволяющие облегчить процесс подготовки документов для заключения договоров.

По словам Поляковой, в 2020 году получили субсидии 18 эмитентов на 124 млн рублей. В прошлом году МЭР в связи с ограничительными мерами не выплачивало субсидии по размещению, а только компенсировало купонный доход. В этом году обе субсидии есть.

Правда, попасть в «Сектор Роста» могут только компании, имеющие рейтинг или поддержку институтов развития, например МСП Банка.

«Можно вначале разместиться, а потом получить рейтинг, – советует Полякова. – Наличие рейтинга увеличивает доверие покупателей облигаций, расширяет их число. И главное, дает возможность получить субсидию».

Однако Юрий Гнездилов предупреждает, что процедура рейтингования занимает два месяца и первое размещение облигаций можно делать и без нее.

Как ещё снизить затраты

3 августа прошлого года Московская биржа завершила размещение облигаций на 70 млн рублей АО «Новосибирскхлебопродукт». Ставки купонов установлены в пределах 12,5% годовых.

Гендиректор компании Сергей Соколов говорит, что давно думал привлечь финансирование с рынка, а в прошлом году прислушался к рекомендациям Банка России и решился.

Компания при интенсивной ежедневной работе с привлечением организатора торгов смогла разместить облигации за четыре месяца. Конечно, банк бы выдал кредит быстрее. И все-таки Соколов не жалеет, что прошел этот путь, так как компания думает о развитии, ей нужны инвестиции на проекты, которые банкирам трудно воспринимать.

Но руководитель предприятия недоволен стоимостью услуг, которые оказывают организаторы торгов. Он, как председатель регионального отделения «Опоры России», договорился с губернатором о том, что в Новосибирской области в центре «Мой бизнес» появится специалист, помогающий субъектам МСП бесплатно выйти на биржу.

«Новосибирскхлебопродукт» получил рейтинг и подсчитал, что с учетом всех субсидий от Минэкономразвития РФ заимствование на рынке обойдется компании в 10,76% годовых. Если бы не платить консультантам, то эффективная ставка получилась бы еще ниже. И тогда выпуск облигаций по затратам действительно можно приравнивать к льготному кредитованию.

Словарь «АП»

Облигация – это долговая расписка, выпущенная компанией или государством. Инвесторы приобретают облигации, рассчитывая периодически получать заранее известный купонный доход и к определенному сроку номинальную стоимость ценной бумаги.

Комментарий

Исполнительный директор «Агрохолдинга «Солтон» Евгений Пасечник:

– На самом деле с банками работать непросто. Для получения кредита они выдвигают большое количество требований, основное из которых – залог, но порой раздражает и щепетильность банковских работников: не там запятую поставил в документе – и переделывай, постоянно нужно выдерживать какие-то ковенанты по оборотам, а аграрный сектор, к которому мы относимся, как известно, характеризуется неритмичностью денежных потоков. Облигации выпустить тоже морока, но раз прошел эту процедуру – и забыл на три года.

На российском рынке достаточно легко найти компанию, которая возьмет тебя за руку и поможет организовать выпуск облигаций. Хотя стоит это немалых денег. 

Выпуск облигаций занял полгода, потому что было необходимо пройти много процедур и каждая занимает строго определенное время.

С учетом всех затрат эффективная ставка наших облигаций составила 15,5%.

Она могла быть ниже, но мы решили не пользоваться господдержкой. Для того чтобы получить субсидию и попасть в «Сектор Роста», нужен рейтинг, а на эту операцию пришлось бы потратить не менее миллиона рублей и четырех месяцев времени. Да, часть затрат на получение рейтинга тоже компенсируют, но решение о попадании акций в «Сектор Роста» принимает Московская биржа. И мы опасались, что отдадим миллион, а в «Сектор» не попадем, так как там довольно субъективные критерии оценки. И если попадем, то в Минэкономразвития может на нас не хватить лимитов на субсидирование. Столько «если», что мы решили не рисковать.

Тем не менее я считаю, что выпуск облигаций – рабочий инструмент привлечения финансовых средств в компанию. Он непростой, трудозатратный, но если у тебя есть четко проработанные планы на развитие, то надо им пользоваться.

Преимущества облигаций перед кредитованием

  1. Нет зависимости от одного крупного кредитора.
  2. Не требуется залога либо поручительства.
  3. Нет необходимости соблюдать определенные требования, которые, как правило, предъявляют банки.
  4. Более свободное установление сроков выплат, ставки и периодичности выплаты купонного дохода.
  5. Облигации имеют периодическую амортизацию, но не такую, как кредит, который обычно приходится гасить равными долями.
  6. Можно привлечь денежные средства на более длительный срок.
  7. После выхода на биржу предприятие, как правило, изменяет свою структуру управления, повышает прозрачность бизнеса. Это ведет к росту узнаваемости бренда и дает возможности для дальнейшего заимствования на рынке, подготавливает компанию для вывода на рынок акций.

Фоторепортаж