Что представил на выставке автор лучших монументальных работ в Барнауле

20:00, 18 октября 2019г, Культура 1635


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее открылась юбилейная выставка Владимира Тимуша – автора лучших монументальных работ в Барнауле, знакомых каждому горожанину. В экспозиции – живописные произведения из фондов музея и работы из мастерской художника, созданные в последние пять лет.

На лучших образцах

Впрочем, 10 октября в ГХМАК открылись сразу две выставки, и обе имеют отношение к Владимиру Филипповичу. Вторая экспозиция под названием «Образ и образование» невелика и занимает одну витрину, зато представляет достижения студентов института культуры, которых он учил писать иконы.

– Это произведения православной живописи, хотя студенты называют их репликами икон, – объясняет куратор обеих экспозиций Евгения Школина. – Они постигают технику и технологию темперной живописи на примере канонической православной иконы, на лучших ее образцах.

Сам Тимуш очарован иконописью еще со времен учебы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, точнее, с одной летней практики в Ферапонтовом монастыре, который украшен росписями великого Дионисия. Любовь к пластике и неземному колориту этого мастера, как говорят искусствоведы, он пронес через всю жизнь и старается передать ученикам.

– Сегодня первая мысль у меня была не о вас, а о ваших студентах, – сказала художнику ректор АГИК, председатель Барнаульской Думы Галина Буевич. – Я подумала: как же им повезло, что у них такой педагог! Можно поступать на направление вуза, можно – на бренд вуза, но когда поступают на мастера – «в институт культуры на Тимуша», – это высшее признание.

Выйти за пределы холста

Что касается основной экспозиции «Мне 70!», то с одного взгляда заметно острое желание монументалиста выйти за пределы одного холста – на выставке представлены несколько его полиптихов (когда несколько картин связаны общим замыслом и единством композиционного строя) – «Комедия масок», «Зеркала», «Натюрморты» и другие.

В триптихе «Монументалисты мухинцы» он написал своих собратьев по ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, которые, как напоминает Евгения Школина, значительно улучшили облик Барнаула и края. А многочастный «Праздник урожая» – воспоминание художника о родной Молдавии, которая здесь кажется прекрасной страной-праздником.

Свойственный художнику юмор проявился во многих его работах, но особенно в портретах «Вовка, Женька и Семён» и «Сенька жрать хочет», главным героем которых стал черный кот... А еще в «Дядьке в шляпе».

– Нам кажется, что это такой стилизованный образ молдаванина с явными чертами самого художника, – так и есть, – рассказывает куратор выставки. – Но еще это образ с этикетки молдавского портвейна, который продавался в нашей стране в 70 – 80-х годах. Он не имел названия как такового, и люди просили в магазине: «Мне «дядьку в шляпе».

Представлены и другие знаковые для художника вещи – «Портрет создателя Сибирского отделения творческого союза иконописцев Н.С. Царевой», «Рождение иконы», «Портрет Людмилы и Михаила Кульгачевых», «Заздравная».

– Писать картину – тяжелый труд, переживания, поиск, радость. А выставка – это исповедь, – уверен председатель Союза художников Алтая Дмитрий Петренко. – Автор даже не скажет словами столько, сколько он выразил в работах. В них чувствуется сильное, хорошее образование монументалиста. Это работы для огромных стен, фасадов, брандмауэров.

Прививка столичности

– С Владимиром Филипповичем я общаюсь два раза в день, когда еду на работу мимо одного из его фундаментальных произведений на известном магазине книги, – пошутил на открытии советник ректора АГИК Анатолий Кондыков.

В торжественной обстановке, конечно, некстати было бы упоминать о состоянии большинства этих работ, за которое ответственны хозяева зданий. Но некогда яркая композиция с ракетой «Мир космосу» на бывшем переговорном пункте за годы выцвела почти до невидимости. Не в лучшей сохранности и «Старый город» на фасаде первого барнаульского «небоскреба» на улице Гоголя. Художник рассказал, что, вообще-то, задумывал эту композицию под мозаику, но в 1989 году в беднеющей стране средств хватило только на роспись. И все же она придавала очарование этому уголку Барнаула. Не всем сегодня очевидна культурная ценность лучших образцов советского монументального искусства, отсюда и запущенность. В наилучшей форме эффектный рельеф на фасаде бывшего магазина «Политическая книга» (сейчас – «Слово») на улице Малахова.

– Когда я приехал в Барнаул из Новосибирска, это было первое, что меня восхитило, – признался на вернисаже архитектор Сергей Боженко. – Более того, Владимир Тимуш привнес в местное монументальное искусство прививку столичности, потому что такие панно из смальты по рельефу в то время создавались только там, в больших городах. И мне было приятно, что Барнаул не исключение.

Фоторепортаж