Старопечатный фолиант

00:00, 17 июня 2011г, Культура 2444


Старопечатный фолиант Фото №1

Выставка старинной книги в краеведческом музее лишь на первый взгляд интересна только специалистам; на самом деле она удивительно много рассказывает о прошлом нашей страны и каких-то ушедших бытовых подробностях. И не важно, для каких целей предназначались выставленные книги – для богослужения в храме, для обучения детей грамоте или же это была настольная книга врача, содержащая разнообразные рецепты. Если вы готовы расшифровывать приметы другого времени в потертостях кожаных переплетов, маленькая экспозиция способна подкинуть пищу воображению.

Выставка не велика: в витринах всего 29 рукописных и печатных изданий, выпущенных в 17–19 веках, хотя книжное собрание теологического направления в музее содержит более 100 ценных экземпляров. И почти за каждой – удивительная история. Например, издание «Беседы Иоанна Златоуста» 1623 года примечательно тем, что набрано шрифтом первопечатника Ивана Федорова! А разрекламированная огромная 15-килограммовая печатная «Псалтырь» 19 века в 80-е годы прошлого века могла быть вывезена из края.

– «Псалтырь» принадлежала одному старообрядцу, жившему в Барнауле. В советское время он как-то умудрился собрать прекрасную коллекцию из 16 старопечатных книг, – рассказывает Валентина Кожевникова, старший научный сотрудник отдела фондов. – Списывался с другими собирателями, получал фолианты из разных центров старообрядчества, даже из Москвы. Когда он умер, его дочь в середине восьмидесятых решила продать коллекцию. Ценным собранием заинтересовались в Красноярске, но нашему музею удалось уговорить управление культуры посодействовать в покупке… Мы заплатили за эту коллекцию две тысячи рублей! Тогда это была очень большая сумма. Можно было купить машину. В итоге эти книги остались в крае, и сейчас их могут увидеть все желающие.

Увидеть – да, но прикоснуться, увы, невозможно. Одни раскрыты на середине или на фронтисписе, у других можно оценить только потемневший переплет со строгим орнаментом. В музее вам обязательно расскажут, что старинные церковные книги всегда печатались в два столбца, с выносными текстами на широких полях. Что книгопечатные предприятия, как правило, сами изготавливали бумагу и она была гораздо прочнее нынешней и украшалась водяными знаками. Что переплет древней книги был всегда значительно больше среза страниц, что изготавливался он из досок, обтянутых тисненой кожей, и был снабжен застежками. Все эти мелкие детали обнаруживают то огромное почтение, которое испытывали к книге наши предки.

И, конечно, первые книги были очень дороги, не важно, отпечатали их или переписали от руки. Например, 27 тетрадей, из которых состоит рукописная книга «Великое зерцало», написаны разным почерком, то есть над сборником работала целая команда переписчиков. Но нашлась на выставке и книга, написанная одним почерком, а это значит, что кто-то трудился над ней несколько месяцев от зари до зари.

Еще одна рукописная книга 17 века – «Лествица» Иоанна Лествичника представляет собой своего рода путеводитель для духовного восхождения – название ведь и переводится со старославянского как «лестница». А раз так, то картинка с этой самой лестницей украшает фронтиспис книги. По ней карабкается человечек, которого ангелы заботливо поддерживают под локотки, а снизу его пытается ухватить черт – метафору нетрудно расшифровать.

Каждая из 29 представленных книг по-своему интересна: например, на одной из них стоят штампы «КВЗ» и «БКБ», а это означает, что издание сначала хранилось в Колывано-Воскресенских библиотеках, а после их расформирования попало в Барнаульскую казенную библиотеку – первую публичную в Сибири. После разделения Алтайского края и Новосибирской области большинство подобных книг оказалось в Новосибирске. А музейный четырехтомник «Обстоятельное описание рудного плавильного дела» Ивана Шлаттера – чуть ли не единственный в России сохранился полностью, со всеми прилагающимися таблицами и схемами.

Нетрудно предугадать, что самых юных зрителей, скорее всего, заинтересует рукописный «Травник-лечебник» 1720 года, каждая страничка которого украшена причудливыми цветными рисунками. Такое ощущение, что неизвестный художник 18 века просто не смог остановиться, пока не изобразил целый мифологический «зоопарк».

– Здесь собраны рецепты, свойства трав и камней, – объясняет Валентина Кожевникова. – В 1753 году в Барнауле при госпитале была открыта медицинская школа, а позже и училище, и мы предполагаем, что такие книги привозили с собой врачи. Что касается картинок, «Травник» оформлен в так называемом тератологическом стиле, изображающем сказочных чудовищ. Книга, кстати, по какой-то причине не закончена: заголовки каждого нового рецепта должны были написать цветными чернилами, а в итоге они так и остались намечены карандашом.

А еще здесь выставлены книги по крюковому пению, отреставрированные «Молитвослов» и «Месяцеслов» и даже «Российская грамматика Михайло Ломоносова» 1755 года!

– Книги редчайшие, – подытоживает Валентина Кожевникова, – и посмотреть на них, конечно, стоит.

Фоторепортаж
Блоги