«Что мы сделали друг с другом?» Почему хочется пересмотреть фильм "Исчезнувшая"

19:47, 30 сентября 2023г, Культура 893


«Что мы сделали друг с другом?» Почему хочется пересмотреть фильм "Исчезнувшая" Фото №1

В последнее время меня тянет пересматривать старые фильмы – те, что уже стали, что называется, классикой жанра. 

Сказывается, видимо, пресыщение современными экспериментальными работами с их зрелищностью, масштабностью, визуально ошеломляющими спецэффектами, которые часто призваны закрыть слабую актерскую игру или огрехи в сюжете. Думаю также, что неспроста в кинематографе существует тенденция стирания пыли с проверенных франшиз – как, например, появившееся продолжение приключений дяди Фёдора в Простоквашино, современная версия «Служебного романа» и сиквел «Иронии судьбы» – видимо, есть какая-то отдача у зрителя, завязанная на ностальгии...

Исчезнувшая жена

В общем, как бы то ни было, но хочется иногда провести вечер за просмотром качественно снятого детектива или мелодрамы – из тех, проверенных временем, что уже стали классикой жанра. К таким, например, относится детектив режиссера Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (по одноименный роману Гиллиан Флинн), в главных ролях – Бен Аффлек и Розамунд Пайк. Интересная история, в основе которой – взаимоотношения в семье. Согласитесь, эта тема будет актуальна во все времена!

Супружеская пара, Ник и Эми Данн, находится в состоянии серьезного кризиса семейной жизни после пяти лет брака, и, похоже, что дело идет к разводу. Налицо кризис отношений, взаимная усталость, разочарование, подавление одного партнера другим. Об этом мы узнаем буквально в первые же минуты фильма: главный герой рассказывает о существующих проблемах своей сестре. Вернувшись домой, Ник не находит там жену, но обнаруживает разбитый журнальный столик. Полиция, прибывшая на вызов взволнованного мужа, видит новые улики – признаки борьбы в доме и замытые пятна крови, следы которой выявила экспертиза в ультрафиолетовых лучах. И начинается расследование по факту безвестного исчезновения.

Что же представляет собой Ник? Он тот, кого принято называть хороший парень: симпатичный, улыбчивый, немного простоватый, дружелюбный, при этом достаточно эгоистичный. Мальчик из хорошей, но небогатой семьи, встретил выгодную невесту – девочку-отличницу, красотку-блондинку и перфекционистку, из которой по всем каноном просто обязана была получиться отличная жена. К тому же эта девочка из очень обеспеченной семьи. Думается, прагматичный Ник отметил для себя все эти моменты и понял, что, как говорится, нет повода не выпить… Он быстро очаровывает ее и так же быстро женится – и на ее деньгах, и на ее идеальном образе, который сложился в его голове.

Правда, очень скоро ему предстоит понять, что он погорячился, потому что весьма заблуждался на ее счет – оказывается, характер этой изящной блондинки вовсе не соответствует его представлениям. Первая сцена фильма и финальная идентичны: лицо героини – крупным планом – и голос мужа за кадром: «Когда я думаю о своей жене, я всегда думаю о ее голове… Я представляю, как вскрываю ее очаровательный череп, достаю мозги и пытаюсь найти ответы. Ответы на основные вопросы любого брака: о чем ты думаешь? Что ты чувствуешь? Что мы сделали друг с другом?».

Игра и жизнь

По факту, его жена оказывается самовлюбленной, избалованной, к тому же жестко контролирующей и подавляющей личностью. Еще одна ее безумно раздражающая черта – она привыкла играть, изображать то, чего нет на самом деле. Эта странность родом из детства, когда родители-психологи хотели видеть в ней не обычного ребенка, а вундеркинда, супер-Эми, ее идеальную версию себя, которую они сами создали и описали в популярной серии своих книг, вынуждая ее постоянно играть, чтобы соответствовать их ожиданиям. Эми твердо усвоила: только если она будет держать планку лидера, самого лучшего во всем и всегда, она сможет рассчитывать на родительскую любовь, одобрение и поддержку. Постепенно у нее сформировалось привычка к этому ежедневному лицедейству, настолько устойчивая, что по-другому она себя вести уже просто не способна. Как выяснится позже, та Эми, которую мы видим в первой части фильма, – это сплошная иллюзия и игра в «хорошую жену», которую она играла отчасти из интереса, отчасти по привычке…

Да, Эми действительно неординарная личность – высокий интеллект позволил ей окончить престижнейший университет страны и сделать блестящую карьеру в журналистике, но в отношениях с мужем он сослужил ей плохую службу: ведь Ник явно не дотягивает до ее уровня.

Героиня, вступая в игру с этим симпатичным, но безвольным и не хватающим звезд с неба парнем, намеревалась, видимо, сделать из него завидного мужа, достойного супер-Эми (недаром же во время знакомства она полушутя представилась резчицей по слоновой кости и полевым командиром средней руки). Но что-то пошло вразрез с ее планами, Ник, чувствуя ее давление, в качестве защитного механизма начинает взращивать внутреннюю претензию к жене, чтобы на сознательном уровне она оформилась в претензии внешние. Его начинает раздражать в ней буквально все! Он осознает, что женился на девушке, от которой ему плохо, тяжко, тошно… Он не хочет приходить домой, не хочет и не может больше жить с ней, она невыносимо раздражает его! Загвоздка вот только в том, что все имущество оформлено на Эми, а к такой потере наш герой не готов.

Дерзкий план

В общем, ситуация безвыходная: нет сил терпеть и нет возможности прекратить. Герой уходит в тотальный игнор: жена как будто перестает существовать для него в прямом смысле – взгляд его становится невидящим, общение даже на бытовом уровне сводится к минимуму, а свободное время он проводит или погрузившись в виртуальный мир видеоигр, или вне дома. И, кстати, заводит интрижку с пустоголовой молодой студенткой – чтобы уж эти отношения гарантированно были максимально просты и физиологичны, хватит с него эмоциональных и интеллектуальных сложностей!

Разумеется, Эми видит это. И, разумеется, она совершенно не способна допустить, чтобы на нее смотрели, как на мебель! Уязвленное самолюбие вызывает желание не просто наказать человека, который посмел ею пренебрегать, а уничтожить его, размазать! Эми мыслит стратегически, у нее высокий интеллект и отличное владение своими эмоциями. И способ отомстить приходит ей в голову изощренный: она решает исчезнуть, но сделать это так, чтобы в исчезновении (и возможном убийстве!) обвинили ее мужа. Этот план был продуман до мелочей и методично осуществлен – как всегда, блестяще! Не хочу выдавать дальнейшие секреты сюжета и финала фильма, чтобы оставить интригу для зрителя… 

Что ж, Финчеру, воплотившему в жизнь такую занятную историю, удалось снять максимально многослойный, с открытым финалом фильм. Ну а я позволю себе еще раз восхититься этой картиной и пожелать вам приятного просмотра и интересных размышлений о человеческих взаимоотношениях!

Ирина ГЕРАСИМОВИЧ

 
Фоторепортаж