Чем интересен фильм «Эннио. Маэстро»

19:30, 12 февраля 2023г, Культура 894


Чем интересен фильм «Эннио. Маэстро» Фото №1

Одной из главных новинок онлайн-кинотеатра «Кинопоиск HD» в феврале стал документальный фильм режиссера Джузеппе Торнаторе про выдающегося кинокомпозитора Эннио Морриконе.

Признание в любви

«Эннио. Маэстро» вышел в 2021 году, длится два с половиной часа и сделан довольно безыскусно: множество людей, имеющих отношение к кинематографу или к музыке, вспоминают о своем друге и кумире, ушедшем из жизни в 2020-м, не стесняясь громких слов вроде «гений», «величие» или «потрясение».

Вот только среди этих «говорящих голов» режиссеры Бернардо Бертолуччи, Дарио Ардженто, Квентин Тарантино, Клинт Иствуд и Оливер Стоун, Вонг Кар-Вай, композиторы – легенды современного Голливуда Ханс Циммер и Джон Уильямс, музыканты Брюс Спрингстин и Куинси Джонс, дирижер Антонио Паппано – упоминаю тут только тех, чьи имена что-то скажут широкой аудитории. Сам главный герой фильма в это время делает зарядку в своем кабинете, что-то записывает карандашом на нотной бумаге, рассказывает о жизни и работе, тихонько напевает музыкальные темы из культовых фильмов и иногда как бы дирижирует невидимым оркестром.

Кажется, что Торнаторе, режиссер фильмов «Лучшее предложение», «Малена» и «Новый кинотеатр «Парадизо», мог бы придумать что-то и посложнее. С другой стороны, признание в любви (а это, несомненно, оно) не обязано быть изощренным. Вполне достаточно искренности и пыла, а с этим у фильма «Эннио. Маэстро» все в порядке.

Консервные банки и крик койота

«Я никогда не думал, что музыка станет моей судьбой. Я планировал стать врачом. Но отец сказал: «Нет, он будет учиться играть на трубе!» – так все и началось», – вспоминает в фильме Морриконе.

Его отец сам был трубачом в полковом оркестре. 11-летнему Эннио он купил подержанный инструмент (так дешевле) и отправил в консерваторию, где тот сначала маялся и сильно отставал по сольфеджио. Музыка их обоих кормила в годы Второй мировой: пока в Италии были сначала немцы, а потом американцы, юный музыкант играл буквально за еду. И признается, что из-за этого унижения разлюбил трубу. Однако в 16, когда он получал диплом, его талант уже был всем очевиден, так что учителя посоветовали серьезно заняться композицией. Морриконе попал в ученики к Гоффредо Петрасси, которым восхищался, а тот заразил его своей любовью к музыке Стравинского.

Затем были первые аранжировки песен для итальянских эстрадных звезд, служба в военном оркестре, анонимная работа на телевидении, первые саундтреки к спагетти-вестернам. Необходимость писать «красивые мелодии» не мешала Морриконе бесконечно экспериментировать в музыке. В 1950-е музыкантов шокировала его идея, что аккомпанементом к эстрадному
хиту может быть стук пустых консервных банок (а сам композитор забавно рассказывал, как пытался извлечь некие нужные звуки из наполненных водой тазов). А в 1960-е благодаря ему вдруг выяснилось, что удар хлыста, свист или крик койота – отличная основа для саундтреков к фильмам про Дикий Запад.

Повод пересмотреть

Казалось бы, о чем мечтать – к композитору быстро выстроилась очередь из режиссеров, в одном только 1969 году вышел 21 фильм с его музыкой! Но, пока обычные зрители прямиком из кинотеатра бежали покупать пластинки с его саундтреками, Морриконе серьезно мучился из-за того, что коллеги-академисты относились к киномузыке, мягко говоря, снисходительно. И даже не раз пытался завязать с кино, сосредоточившись на абсолютной музыке. Лишь в 1983-м, когда на экраны вышел фильм «Однажды в Америке» режиссера Серджио Леоне, ни у кого уже не осталось сомнений, что Эннио Морриконе – действительно великий.

Тем временем сам документальный фильм Торнаторе с каждой минутой становится только лучше: в нем все меньше пафосных славословий и все больше собственно музыки, подробностей, репетиций, концертов и студийной работы, где Эннио Морриконе выглядит строгим, равнодушным к славе и абсолютно сосредоточенным на своем деле. И оторваться от этого зрелища уже невозможно. К излету двух с половиной часов (казалось бы, для документалки – экстремальный хронометраж!) хочется остаться в компании этого человека и его волшебных мелодий еще хоть ненадолго. А сразу после титров пересмотреть его фильмы, в которых музыка всегда была чем-то большим, чем просто фон. Их, кстати, без малого 500.

Фоторепортаж