В театре кукол «Сказка» первая премьера года будет «домашним концертом в одном действии»

19:13, 15 февраля 2024г, Культура 1380


Фото: Андрей Каспришин
Фото: Андрей Каспришин

В театре кукол «Сказка» готовится первая премьера года – спектакль «Папа ищет работу» по книге популярной детской писательницы Вали Филиппенко.

Идея постановки родилась на лаборатории детской литературы «Сказка+», которую театр проводил прошлой весной. И теперь актриса и режиссер-дебютант Нина Позднякова дорабатывает свой успешный эскиз до полноценного спектакля – что, как она сама призналась корреспондентам «АП», не так-то просто.

И дело тут даже не в необычной взрослой теме: потере работы и поиске новой, а на самом деле – обретении себя и своего призвания. Главная героиня Люда (ее играет Мария Невретдинова) сама столкнулась с этой задачей и вспоминает, как ее пытался решить папа, которого однажды уволили, когда она была еще ребенком.


Игра с масштабом

– У вас когда-нибудь были куклы такого размера? – спрашиваем мы про громадного «папу» (верхняя часть куклы сидит в кресле, накрытом клетчатым пледом).

– Здесь, на маленькой сцене «театра на подушках», точно нет! – улыбается Нина Позднякова.

В это время актер Дмитрий Капустин, которому «папу» предстоит «оживлять», надевает что-то вроде сложного альпинистского пояса. К нему эта верхняя часть куклы будет крепиться.

По условиям прошлогодней лаборатории, у постановочной команды на все было четыре дня. За это время начинающий режиссер с артистами успели не только отрепетировать 45-минутный спектакль-эскиз, но и сделать черновую куклу папы! Он, по словам Нины, для ее задумки был просто необходим, причем именно огромный – ростом 2 метра 30 сантиметров.

Фото: Андрей Каспришин фото
Фото: Андрей Каспришин

– Нам хотелось, чтобы зрители заметили, что ему немножко тесно в этом мире, потому что он очень талантливый и способный, в прямом смысле большой человек, – объясняет Позднякова. – К тому же, это такая игра с масштабом: у нас нет куклы маленькой девочки, но когда рядом со взрослой актрисой стоит такой большой папа, она сразу становится маленькой. Ребята из цехов, конечно, помогали во время лаборатории, и «папа» у нас тогда получился очень нежный и трогательный.

Теперь и «папа» новый, и огромный алый телефон более устойчивый. Если на лаборатории часть плоских кукол была сделана буквально из бумаги и картона, то теперь их напечатали на практичном пластике, а еще благодаря художнику-постановщику спектакля Татьяне Корольковой появилась газета-стена с объявлениями. Кстати, на правах художников в спектакле поучаствовали сыновья режиссера Матвей и Володя девяти и семи лет. Им принадлежат забавные рисунки, ставшие основой для плоских кукол. Нина Позднякова со смехом вспоминает, как приходила домой и просила нарисовать русалку, бабушку или египетских человечков, а дальше работала фантазия детей. Она даже не успела им дочитать книжку до конца, и свои картинки юные художники увидят уже в готовом спектакле.

Настоящая лотерея

Кураторы прошлогодней лаборатории, режиссер Анна Иванова-Брашинская и критик Олеся Кренская, задумали ее, чтобы воспитать из актеров новых режиссеров. Театр кукол особый – визуальный и технический, и зачастую артист-кукольник, знакомый с этой спецификой, сам может быть отличным режиссером. Правда, Нина Позднякова оговаривается, что пока себя в таком качестве не ощущает: «Мы с ребятами-актерами все сочиняем вместе и друг другу помогаем, у нас такая командная режиссерская работа».

Фото: Андрей Каспришин фото
Фото: Андрей Каспришин

– Нам показалась неожиданно взрослой тема книги и спектакля.

– Знаете, когда на показ нашего эскиза пришли дети, они смеялись и в тех моментах, которые мы специально планировали, и даже в тех, которые мы не простраивали, и оказались вполне готовы к этому разговору, – замечает режиссер. – Например, Мария Невретдинова, которая играет девочку Люду, в какой-то момент спектакля говорит о своих детских страхах – так серьезно, драматично: «Я боюсь быть маленькой. Я боюсь взрослеть. Я боюсь, что проснусь, а папы с мамой нет». И дети в этот момент затихли, это было потрясающе! Мне казалось, они сами готовы выйти к ней на сцену и поделиться своими страхами. Так что серьезные разговоры полезны. Тем более, тут такая тема, о которой мы думаем чуть ли не с трех лет: «А кем ты станешь, когда вырастешь?» Самая большая загадка жизни (смеется). И настоящая лотерея, дойдешь ты до своего призвания или нет.

Кстати, жанр спектакля определили как «домашний концерт в одном действии», и музыки здесь будет действительно много. Ольга Мозгова (она работает концертмейстером в Музыкальном театре) придумала каждому персонажу свою музыкальную тему и соединила в партитуре спектакля Баха и Чайковского с песнями Высоцкого и мелодией «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова». И каждый раз это будет исполняться вживую.

Новости партнеров
Фоторепортаж