В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета

18:15, 28 марта 2024г, Общество 608


В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Фото №1
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Фото №2
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Фото №3
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Фото №4
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Миниатюра №5
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Миниатюра №5
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Миниатюра №5
В Алтайском крае провели учения по подрыву ледовых заторов с помощью вертолета Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

Сотрудники компаний «Алтайские авиалинии», «Кузбасспецвзрыв» и Управления Алтайского края по делам ГОЧС и ПБ провели совместные учения. Тренировка по подрыву ледовых заторов с использованием вертолета Ми-8Т состоялась 26 марта в Барнауле на акватории Оби.

Серьёзная тренировка

Такие мероприятия проходят ежегодно до наступления активной фазы паводка. Учения делятся на два этапа: теория и практика. Сначала на общем совещании обговариваются нормативно-правовые детали сотрудничества, проводится инструктаж, представители крае­вого управления ГОЧС доводят информацию о вероятном прогнозе паводковой ситуации и уточняют возможные места ледяных заторов на водоемах. После этого начинается тренировка: с вертолетной площадки за Новым мостом Ми-8Т совершает три учебных вылета, в ходе которых экипаж воздушного судна и взрывники отрабатывают совместные действия под контролем специалистов управления ГОЧС.

– Все-таки это сезонная работа, люди почти год этим не занимались. Говоря армейским языком, мы проводим боевое слаживание. Тренировки необходимы, чтобы не допустить нештатных ситуаций. У экипажа вертолета и взрывников очень ответственная задача, цена ошибки крайне велика, – объясняет Виктор Майдуров, заместитель начальника центра по техническому и тыловому обеспечению Управления Алтайского края по делам ГОЧС и ПБ.

Майдуров отмечает, что взрывные работы на реках на протяжении долгого времени доказывают свою эффективность и являются важной составляющей всего комплекса противопаводковых мероприятий. Ледяные пробки, образующиеся в узких местах или на изгибах русел, преграждают путь воде. И тогда река может выйти из берегов и затопить близлежащие территории. Профилактические взрывы позволяют нарушить структуру льда, сломать большие пласты, мешающие нормальному ходу воды в нужном направлении.

Ювелирная работа

Борьба с паводковыми явлениями с воздуха требует сноровки и мастерства. Пилот должен удерживать вертолет на высоте всего 20–50 см, пока взрывники раскладывают мешки на льду и «поджигают фитиль».

– В экипаж входят командир, второй пилот и бортмеханик. Обычно на эти работы направляем один борт, но при необходимости можем выделить еще два. Все зависит от паводковой ситуации, – говорит заместитель генерального директора компании «Алтайские авиалинии» Алексей Новиков.

В прошлом году «Алтайские авиалинии» отметили 25-летие. По словам Новикова, все это время предприятие сотрудничает с краевым управлением ГОЧС, участвуя в профилактических мероприятиях, связанных с паводком. Кроме того, «Алтайские авиалинии» предоставляют воздушные судна для санавиации, доставки спасателей, оборудования и продуктов, а также устраивают туристические полеты.

Специалисты «Кузбасспецвзрыва» работают по всей Сибири. В Алтайский край шестой год подряд приезжает бригада почти в неизменном составе. Взрывник Максим Нагорный рассказывает:

– Наша работа – уложить заряды, чтобы ликвидировать затор. В мешке от 42 до 48 кг взрывчатки. Как правило, берем от полутора тонны за один заход. Поджогом фитиля у нас называется инициирование взрывчатого вещества, для этого используем огнепровод­ный шнур ОШП. Каждый мешок поджигается отдельно. У нас есть две минуты, чтобы уложить все мешки на лед и отлететь на безопасное расстояние – минимум 500 метров. Все действия согласовываются с заказчиком, то есть специалистами ГОЧС, от них получаем все данные мониторинга: длина затора, глубина. Исходя из этого, рассчитываем количество взрывчатки.

Учения прошли успешно. Уже скоро специалисты приступят к реальным подрывам льда. Традиционно в крае наиболее сложная ситуация с ледовыми заторами на реках Чарыш, Чумыш и Бия.

Фоторепортаж