Алтайский пищепром имеет хорошие ресурсы для увеличения экспорта

18:00, 15 мая 2019г, Экономика 1334


1
1

К 2024 году экспорт продукции агропромышленного комплекса Алтайского края должен увеличиться в 2,7 раза. Но переработчики называют проблемы, которые могут помешать этому.

Теме агроэкспорта было посвящено заседание правительства, которое провел губернатор Виктор Томенко. Зерно, мука, крупяные изделия, ежегодно отгружаемые предприятиями за пределы региона, являются важнейшей составляющей всей внешнеэкономической деятельности.

– Производство зерна в крае полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал, – рассказал начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков. – В условиях стабильности объемов потребления муки и крупы экспорт является основным драйвером развития отрасли растениеводства. В 2018 году Алтайский край в три раза по отношению к 2017 году увеличил отгрузку зерна на экспорт. Торговыми партнерами по поставкам стали Монголия, Латвия, Китай и Литва.

Между тем к 2024 году экспорт продукции агропромышленного комплекса Алтайского края должен составить 501 миллион долларов США, то есть увеличиться в 2,7 раза по отношению к 2017 году. Для этого в первую очередь необходимо устранить торговые барьеры, которые позволят обеспечить доступ продукции АПК на целевые рынки и создать систему ее продвижения, позиционирования.

Ключевым препятствием для развития экспорта продукции АПК является значительная удаленность региона от основных мировых рынков сбыта и, как следствие, высокая стоимость затрат на логистику, что негативно влияет на конкурентоспособность. Увеличивать объемы мешают жесткие логистические ограничения для перевозок зерна из территориально удаленных регионов, недостаточно развитая конкуренция в сфере предоставления услуг владельцами подвижного железнодорожного состава.

– Следствием этой ситуации является высокая стоимость услуг, – считает Александр Большаков. – Наращиванию объемов экспорта будут способствовать как активизация деятельности торговых представительств России по реальному продвижению муки и других продуктов зернопереработки за рубеж, так и снятие межгосударственных торговых барьеров. Имеются в виду квоты, ввозные пошлины. Еще одним важным направлением работы на государственном уровне является развитие парка контейнеров и инфраструктуры контейнерных перевозок. Также нужно формировать льготные прямые маршруты доставки продукции из зерноперерабатывающих регионов страны в пункты назначения.

В 2018 году основными покупателями алтайской муки стали Таджикистан, Китай, Сирия, Белоруссия. Крупяные изделия востребованы в странах СНГ, Монголии, Германии. Переработчики говорят о том, что ориентироваться нужно именно на внешние рынки. И здесь речь идет не только о Китае. Весь азиатский рынок сейчас крайне перспективен. Но есть ряд «но». 

– Таких расстояний, на которые алтайские экспортеры перевозят свою продукцию, нет ни в одной стране мира, – считает президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман. – США по диагонали – 3,5 тысячи километров. У нас же ближайший порт – Санкт-Петербург находится в 4 тысячах километров. Грузы в Индонезию перевозятся через порт Северной столицы, потому что это наименьший сухопутный участок. Сухопутная составляющая при экспорте продукции превышает 70% транспортных затрат.

По данным зернопереработчиков, стоимость перевозки муки в Китай составляет от 24 до 28% от ее цены на мельнице. Таких логистических затрат в мире нет. Максимум они составляют 10 –15%. Если выше, считается, что продукция просто неконкурентоспособна.

– Кроме того, к примеру, в Казахстане и Узбекистане тариф для местных производителей в несколько раз ниже, чем для внешних. А это делает алтайскую продукцию неконкурентной по цене, – говорит Валерий Гачман. – В Оренбурге строятся новые терминалы для приема грузовиков с овощами из Узбекистана. Никто не говорит, что это плохо: мне тоже приятнее есть овощи из Узбекистана, чем из Китая. Но почему в обратную сторону мы не получаем адекватной реакции?!

Есть и еще одна проблема. Так, на территории региона невозможно провести некоторые лабораторные исследования, которые требуют страны-импортеры.

– Часть из них проводятся либо в удаленных городах, обычно в припортовых регионах, либо вообще в других государствах, – рассказывает начальник отдела внешнеэкономической деятельности компании «Меркурий» Светлана Бочарникова. – Часто приходится отправлять продукцию, чтобы проверить ее на соответствие качеству принимающих государств.

По словам Светланы Бочарниковой, с получением доступа продукции на рынок сложности не заканчиваются. Бывает так, что китайские компании не соблюдают деловую этику. Они позволяют себе отказываться от поставки в середине контракта, без штрафных санкций. Понимая, что российские компании не рискнут доводить дело о срывах до суда…

По итогам заседания Виктор Томенко поручил разделить все обозначенные проблемы на конкретные темы и продолжить работу над ними. В частности, отслеживать ситуацию, разрабатывать и корректировать необходимые документы.

– Очевидно, что решение даже части конкретных вопросов уже даст заметный эффект и по экспорту, и по экономике региона, – сказал он.

Фоторепортаж