252-й идёт к морю!

09:00, 28 июля 2017г, Общество 1673


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Обидно тратить бесценные дни отпуска на долгую дорогу, по этой причине многие предпочитают самолет. Но, судя по тому, что поезда со станции Барнаул уходят полными, люди никогда не откажутся от долгих увлекательных путешествий по железной дороге. На днях «Алтайская правда» провожала своих земляков, отправившихся к морю сезонным и самым, пожалуй, популярным летом составом Барнаул – Адлер.

«Согласно купленным билетам»

Людей, предпочитающих самолету поезд, условно можно разделить на три группы. Одни просто любят неспешные беседы под стук колес и живописные виды, кинокадрами пролетающие за окном вагона. Другие боятся летать. Третьим важна ощутимая разница в цене билетов авиационных и железнодорожных. Их приобретение – несложная, но все же наука под названием «динамическое ценообразование». На стоимость билета влияет сразу несколько факторов. Можно отслеживать акции снижения цен или воспользоваться услугой раннего бронирования (чем раньше, тем дешевле). Можно выбрать подходящее для себя место и класс вагона. Вся информация есть в билетных кассах и на сайте, если вы резервируете место онлайн. Так, в августе верхняя полка в купе поезда Барнаул – Адлер будет стоить 10 500 рублей, нижняя – 15 500, плацкарта почти в два раза дешевле. Сэкономить на поездке к морю можно, купив билеты класса 2Л и 3Л, но в этом случае вы, скорее всего, поедете без кондиционера и душа. Другое дело – 2Э или 3Т. Выбирая подходящий для себя тариф, человек должен понимать, какой набор услуг он получает за свои деньги. Не переборщите с экономией. Купив самые дешевые билеты, люди потом почему-то винят проводников во всех своих неудобствах, в частности, в том, что по утрам все 54 пассажира выстраиваются в очередь в туалет…

К слову, сейчас купе поездов дальнего следования, тех, которые преодолевают в пути не менее полутора тысяч километров,  оснащаются розетками на 220 вольт, чтобы не было проблем с зарядкой гаджетов. А в так называемых фирменных составах повышенной комфортности к таким удобствам, как душ и кондиционеры, скоро добавится и Wi-Fi.

В штабном вагоне

Ранним утром, за несколько часов до отправления, мы едем на вагонный участок Барнаул структурного подразделения Западно-Cибирского филиала Федеральной пассажирской компании вместе с его начальником Жанатом Искиндировым. Здесь перед каждым рейсом проводят генеральную уборку вагонов и загружают их всем, что понадобится пассажирам в дальней дороге: постельным бельем, кондитерскими изделиями, шоколадом, минеральной водой и т. д. В последнее время, по словам Жаната Жанайдаровича, региональным филиалам Федеральной пассажирской компании рекомендовано снабжать поезда брендовыми алтайскими бальзамами, очень уж они популярны у путешественников всей страны.

Слышать такое удивительно. Как правило, пассажиры, отправляясь в дорогу, основательно запасаются провизией. Снедь из недр багажных сумок люди достают сразу, едва поезд отходит от барнаульского перрона, и, по моим житейским ощущениям, не перестают есть, перекусывать и подкрепляться до конечной точки, успевая попутно опустошать продуктовые киоски на станциях. Неужели сил хватает еще и на запасы проводников? «Не сразу, но к концу рейса все уходит», – с улыбкой подтверждает Искиндиров.

Команда начальника поезда № 252 Барнаул – Адлер Светланы Суховеевой формируется из такого расчета: электромеханик плюс два проводника на вагон, стало быть, к 19 барнаульским коллегам Суховеевой в Омске, где цепляют шесть вагонов, добавятся еще двенадцать.

Дорога к морю в один конец длится трое суток и 19 часов. Плюс обратно столько же. И потому вагон для железнодорожника не временное пристанище, а дом родной. Есть в купе проводников все необходимое для нормальной жизни, включая электроплиты, холодильники и микроволновки. Шестой штабной вагон оборудован еще и радиорубкой, по системе «Рейс» начальник поезда сообщает пассажирам о прибытии на станции, связывается с машинистом или, если нужно, с линейными отделениями полиции, скорой помощью.

– В пути всякое может случиться, – говоря это, Светлана Суховеева опирается на тридцатилетний стаж работы на железной дороге. – Со стороны, наверное, людям кажется, что мы просто катаемся туда-сюда. Думая, что нам заняться нечем, некоторые умудряются за поездку всю свою жизнь тебе рассказать. Но у нас очень много работы, каждый из моих коллег несет ответственность за санитарное состояние вагонов, безопасность пассажиров. Случалось нам и пьяных снимать с поезда, и роженицам помогать. Есть, увы, отчаянные женщины. Нас учат оказывать и такую помощь, но, путешествуя на последних сроках беременности, они рискуют и собой, и ребенком. Был у меня случай на обратном пути из Москвы: у пассажирки на девятом месяце отошли воды, я уже готовилась принимать роды. Смогла бы, конечно, но хорошо, что поезд вовремя подошел к станции Гилевка, где роженицу ждала «скорая».

Героини

Однажды Суховеева уже становилась героиней газетного очерка, после того как спасла счастье одной из пассажирок. Вот как это было. Состав только отъехал от станции Восстания в Казани, когда в штабной вагон проводники привели заплаканную женщину. Причина для слез была. Мало того что она отстала от поезда № 117, пока ходила за пирожками, так еще и потеряла чемоданчик с документами, с которым не расставалась. Наша землячка ехала в Болгарию, где ее ждал жених, на собственную свадьбу. Но по всему выходило, что не успеет она к рейсу Москва – София – кто же ее пустит в самолет без билетов! Одновременно Светлана названивала в линейное отделение милиции Казани и успокаивала пассажирку. Поезда на Москву шли один за одним, если бы удалось отыскать чемоданчик, его можно было бы отправить вдогонку следующим составом. Тем временем удивленные казанские милиционеры – не было у них еще такого необычного дела – срочно отсматривали камеры видеонаблюдения, установленные на станции Восстания. И нашли! Счастливая, но рассеянная невеста умудрилась оставить его на перроне. На свадьбу она успела, а потом еще и очерк написала о нашей Светлане Суховеевой, поскольку оказалась журналистом.

Каждое ЧП в пути, как правило, следствие легкомыслия пассажиров. Наша собеседница до сих пор не может забыть историю, едва не ставшую трагедией. Ехала к морю мама с годовалой дочкой. Познакомилась с попутчицей. На радостях женщины выпили, закусили и решили устроить чаепитие. Молодая мама принесла стакан с кипятком и, оставив его на столе, ушла за вторым. Хватило мига, чтобы малышка, потянувшись, опрокинула его на себя. К ужасу присутствовавших, кожица буквально сходила с тельца ребенка. Светлана не растерялась, у нее, по счастью, был с собой бепантен, помогающий при ожогах. Девочку на ближайшей станции передали врачам.

Для каждой из этих милых женщин железная дорога – это больше чем работа. Елена Вострикова 25 лет в профессии. В очередную поездку она отправляется в свой день рождения. Букет цветов от коллег и краткое чаепитие с пирожными – вот и весь праздник на колесах. Елена рассказывает, что забываются со временем лица пассажиров, а вот одного она запомнила очень хорошо. Мужчина часто ездил в командировки в Москву, и все время – с ее бригадой, так получалось. Увидев ее той зимой в очередной, наверное, в пятый раз у вагона с ломиком в руке, он изрек: «Лена, вы и лом неразделимы». Для тех, кто не знает: в холодное время года вода, что выливается из раковин и унитазов вагонных туалетов, образует опасную сосульку, ее нужно сбивать, чтобы не заклинило рычажную передачу.

Стаж Елены Новгородовой – 28 лет, ее муж Юрий тоже проводник, ездят вместе. Правда, пока дети были маленькими, приходилось планировать рейсы так, чтобы один из родителей оставался с ребятишками. Сейчас Максиму уже 33 года, Валентине – 30, младшему Станиславу – 25. Выросли они самостоятельными, ответственными и умными людьми, но в сложную профессию мамы с папой не пошел ни один.

А сама начальник поезда Суховеева вспоминает, как тяжело переживала разлуки с мамой ее маленькая дочь. Пока мать была в поездке, девочка не расставалась с подаренной ею мягкой игрушкой Кешей, а песней ее детства стала «Мама, я по тебе скучаю, хожу и поезда встречаю». Девочка выросла, ей сейчас уже 33, но нет-нет да и всплывет в разговоре та детская обида…

Поехали!

В полдень объявили посадку на поезд Барнаул – Адлер. Сыновья Инны Расстегаевой, 13-летний Саша и 5-летний Илья, впервые едут к морю поездом, от восторга мальчишкам не сидится на месте. «20 дней отдыха на море, четыре дня в поезде туда и четыре обратно – вот и весь наш отпуск», – улыбается Инна. «Документы не потеряйте и в Сочи осторожнее, не сгорите на солнце, за буйки не заплывайте», – напутствует молодоженов Татьяну и Анатолия из соседнего купе их папа Валерий Максимович.

Вагон в эти последние перед отправлением минуты похож на пчелиный рой. Одни проверяют, все ли документы на месте, другие пристраивают на багажные места чемоданы. Проводницы просят провожающих покинуть вагон. Звучит сакраментальное «до отправления поезда Барнаул – Адлер осталось две минуты», взлетает душа в радостном предвкушении путешествия к морю. Сигнал – все, поехали!

Доставив на черноморское побережье бледнолицых своих земляков и забрав оттуда уже загоревших,  бригада проводников вернется домой через восемь дней, чтобы после краткого отдыха снова тронуться в путь. А мы пожелаем замечательной команде Светланы Суховеевой, чтобы свой профессиональный праздник, День железнодорожника, который в этом году Алтай отметит 1 августа, она встретила не на колесах, а дома, в кругу родных.

Фоторепортаж