Театр на большом экране

КАРПОВА Любовь

Театр на большом экране

419

10:25, 17 мая 2019г

В кинотеатре «Галактика» вновь показывают трансляции лучших спектаклей ведущих российских театров, удостоенных национальной премии «Золотая маска».

Билеты по меркам местных кинотеатров дорогие, но хорошие места разлетаются уже за неделю до показа. В минувший вторник, например, можно было увидеть «Вишневый сад» режиссера Льва Додина с Ксенией Раппопорт, Данилой Козловским и Лизой Боярской в главных ролях. Спектакль 2014 года критики называли одной из лучших постановок Чехова последнего времени.

А до этого в кино показывали балет – точнее, несколько одноактных балетов: «Тюль» шведского хореографа Александра Экмана, «Одинокий Джордж» немца Марко Гёке и «Минус 16» израильтянина Охада Нахарина. Впереди в программе «Золотая маска в кино» – первый московский спектакль Робера Лепажа «Гамлет|Коллаж», в котором все роли шекспировской трагедии исполняет Евгений Миронов. Зрителям обещаны некие «новейшие методы работы с видео­изображением» и «особым образом запрограммированный куб-конструктор».

Запланированы и британские постановки, притом свежие, такие как спектакль «Все о Еве» – история бродвейской звезды и старлетки с темным прошлым, в главных ролях – Джиллиан Андерсон и Лили Джеймс. Да, для провинции это еще и редкостная возможность увидеть кинозвезд на сцене – и убедиться, что в театре они зачастую гораздо круче. Та же Лиза Боярская, которая почему-то страшно раздражает многих кинозрителей, в «золотомасочных» спектаклях играет исключительно сильно и профессионально.

Но дело все-таки не в звездах, а в том, что страна у нас большая и поехать в одну из столиц ради выдающегося спектакля или двух способен не всякий театрал. А выдающихся спектаклей в Барнауле в последние годы как раз остро не хватает. Когда любой местный профессиональный театр может внезапно и необъяснимо скатиться в лютую самодеятельность, кажется важным напоминать самому себе, что же такое – высокий художественный уровень и настоящее авторское высказывание. И тот же додинский «Вишневый сад», разумеется, может служить таким камертоном. Пускай трансляция в кино – совсем не то же самое, что живой и непосредственный обмен энергией между артистом и публикой, стоит признать, что кое в чем кинозрители даже выигрывают.

Так, перед началом спектакля артист Игорь Гордин рассказывал об истории постановки, а сам режиссер Лев Додин объяснил в небольшом интервью, почему решил обратиться к последней чеховской пьесе второй раз спустя два десятилетия: «Сегодня мы очень много нового понимаем в «Вишневом саде», вообще в этой истории. Все-таки еще 25 лет назад она во многом была для нас экзотической. Мы плохо знали, что такое усадьба, деньги, аукцион, что значит разориться… Пьеса стала ощущаться гораздо более современной, потому что мы живем в похожей эпохе» – и далее о том, что Чехов – самый европейский из русских писателей. А в антракте (да, в кино тоже делают небольшой перерыв) артисты рассказывали, как работали над своими ролями.

Учитывая особенности сценического пространства (зрительный зал в театре стал комнатами дома Любови Раневской, и публика видела героев спектакля буквально на расстоянии вытянутой руки), киносъемка с чередованием планов с разных камер помогла объединить это действо, охватить его взглядом.

– Я думаю, в ситуации нашей театральной жизни такой формат, как «Золотая маска в кино», – просто подарок судьбы. Дорогой подарок, но все хорошее, как писал Маршак, дается нам недешево, – говорит театровед, критик Елена Кожевникова, встреченная на этом показе. – Просматривая спектакли, отобранные, отмеченные премиями, русские и зарубежные, мы попадаем в общий театральный контекст не только России, но и Европы. Те, кто приходит на эти показы, получают возможность для глубокой работы мысли и чувства, в чем мы испытываем большой дефицит. Среди засилья антреприз, рассчитанных на то, чтобы взбодрить и развеселить публику, эти проекты очень сильно развивают наше эстетическое чувство профессиональной режиссурой и потрясающей актерской игрой. Несмотря на то что перед тобой экран, ты втягиваешься в происходящее и растворяешься в нем. «Вишневый сад» Льва Додина – что-то невероятное по силе воздействия. Не представляю, что происходило с теми, кто смотрел его вживую, но я после показа не могла заснуть. Потому что это оказался спектакль обо мне. Как будто это я продала вишневый сад, рассталась с тем, что было для меня дорого, – и я плакала об этой утрате.

Фоторепортаж