Смотрим и обсуждаем. В море с привидением

БОДАГОВА Анна

Смотрим и обсуждаем. В море с привидением

371

10:16, 03 августа 2018г

Фильм-катастрофа стал очень популярным жанром, однако, вместе с тем и привычным. Кинотеатры предлагают зрителю очередную историю выживания «Во власти стихии» от создателей фильма «Эверест».

Несмотря на то, что анонс ленты повествует о паре Тэми (Шейлин Вудли) и Ричарда (Сэм Клафлин), отправившейся в путешествие на яхте, и зритель как минимум ожидает спокойных сцен, фильм начинается с крушения. Скрежет, удары волн, вода внутри яхты. Пострадавшая девушка и силуэт тонущего в пучине океана человека – вот что видит зритель, попавший на показ в начале фильма. Затем сцены меняются и возникают те самые моменты «до». Надо сказать, все время показа нам представляется некий противовес «до» и «после». Это нелинейная хронология. Очевидно Бальтасар Кормакур пытался таким образом уйти от монотонности. Ведь все это время в кадре, по сути, на одном месте только два героя, при этом один из них вследствие тяжелого ранения может только разговаривать. Прием с задачей справляется. Но возникает вопрос: какая из историй фильма все же главнее – знакомство и единение душ или вот это выживание?

Сюжет таков: американская девушка «перекати-поле» знакомится с молодым человеком, владельцем яхты, который очень много путешествует по морям в одиночку. Отношения завязываются быстро – они очень похожи. Когда пожилая пара просит Ричарда перегнать их яхту с Таити в США за крупную сумму,  молодые люди решают сделать это вместе. Судно попадает в шторм и чудом спасается. Однако оно очень повреждено,  сигналы «sos» не передаются,  а до ближайшей земли идти в лучшем случае около месяца. При этом Томи удается найти Ричарда, который во время шторма, опять же чудесным образом оказавшись за бортом, спасается, ухватившись рукой за найтовый трос. Но он тяжело ранен.

Для того, чтобы пояснить сам факт умения выжить в экстремальной ситуации, в сценах «до» девушка рассказывает, что она служила на корабле, где получила некоторые навыки общения с морскими судами. Они ей пригодились: Томи приходится в одиночку латать яхту, заботиться о пропитании и о сокращающихся запасах воды. Худо-бедно у нее это получается. Однако один момент вызывает вопрос: в ленте есть сцена, когда героиня спорит с тяжелораненым о рыбалке: я не могу убить рыбу, она – живое существо. Этот момент вызывает как минимум недоумение – как человек, работавший когда-то коком, на судне вдруг оказывается не готовым добыть еду. В итоге голод и желание жить все же побеждает. На рыбу она начинает охотиться, и достаточно успешно.

Хотя надо сказать, что особенных ситуаций, которые бы требовали молниеносного принятия решения больше нет. Путешественникам повезло – ни одного большого шторма им больше не встретилось, однако это сказалось на качестве фильма. Он несколько растянут. Впрочем, как узнает зритель в конце ленты, все это основано на реальных событиях. В 1983 году женщине удалось выжить в одиночку после крушения в море. Позвольте? Но почему же в одиночку? А в этом и есть самый главный поворот. Ближе к финалу оказывается, что не было никакого спасения и никакого раненого Ричарда. Тот самый тонущий силуэт – это и есть Ричард, погибший еще во время шторма. А все моменты спасения,  советов и ухода за ним Тэми просто выдумала, для того чтобы, как говорится, «не съехать с катушек» в этой ситуации.

Что ж, неожиданно. Но, по сути, это и есть самый захватывающий момент ленты. Невольно возникают сравнения с другими «морскими катастрофами», к примеру – «Жизнь Пи». Та же лодка, кругом вода и задача «выжить». Но спецэффекты, попадания героя на острова, в конце концов, появление кита в пучине заставляют переживать зрителя. С Тэми и Ричардом все гораздо спокойнее. Правда, не очень понятно, почему бывалый морской волк игнорирует прогнозы погоды, когда видит надвигающийся ураган, не убирает паруса и много других моментов, о которых мы знаем хотя бы из книг или подобных фильмов.

Финал сентиментален. Тэми бросает в море кольцо, сделанное для нее Ричардом. Закадровый голос рассказывает, что она осталась одинокой, но в море выходить не переставала всю жизнь. Ощущения от просмотра смешанные. С одной стороны понятно, откуда взялось «привидение» Ричарда, с другой – вопрос «зачем» в итоге просто повисает в воздухе.

Фоторепортаж