Российско-китайская подделка

БОДАГОВА Анна

Российско-китайская подделка

1319

10:25, 25 октября 2019г

Фильм «Тайна печати дракона» (6+) назывался едва ли не главной премьерой сезона. Китайская сказка с участием мировых звезд Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера, судя по опубликованным трейлерам, обещала что-то интересное. Однако трейлером все и закончилось.

«Тайна» – это сиквел нашумевшего и далеко не однозначно воспринятого «Вия» режиссера Олега Степченко, вышедшего в прокат в 2014 году. Нетрадиционный подход к гоголевским персонажам тогда вызвал интерес у зрителей. Возможно, именно поэтому Степченко были доверены съемки по сути международного фильма.

Сюжет начал напрягать еще в самом начале, когда выяснилось, что ресницы китайского дракона превращаются в чудесные растения, которые люди назвали чаем. Чтобы чая было больше,  отрицательные персонажи решили их не стричь, под тяжестью собственных ресниц дракон уснул. Может быть, среди многочисленных китайских легенд про происхождение чая и встречается что-то подобное, однако здесь возникают ассоциации с плохой детской сказкой. Ощущения усилили кадры из «Вия», который, к счастью, я не видела и теперь уже точно не соберусь смотреть, так как смесь запорожских казаков с чужими и нарисованный с помощью компьютерной графики многоглазый гуманоид Вий вызвали только отторжение.

Тем не менее китайские «боевые сказки» Джеки Чана за легкий и порой абсурдный юмор я любила всегда, потому понадеялась, что два актера вытянут фильм в любом случае. Впрочем, участие в ленте Павла Воли, представившегося Сашей Меншиковым, эту уверенность сильно поколебало. Сцены русского двора, которым вместо Петра Первого правит двойник-самозванец, показаны традиционно для зарубежного кинематографа (надо же как-то кассу и в других странах собирать): пьяные придворные, катание на свиньях, издевательства над людьми ради развлечения. Юмор ведущего резидента Comedy Club перекочевал и в кино, резко контрастируя с основной подачей.

Настоящий Пётр в железной маске сидит в Тауэре, скованный одной цепью с мастером печати в исполнении Джеки Чана и Дон Кихотом. Но одной пары двойников режиссеру, видимо, показалось мало. Поэтому ведьма, которая охотится за печатью дракона, умеет принимать облик принцессы-хранительницы. А вместо настоящего дракона, пока тот спит, людям показывают механического, собранного из ткани, палок и… электродов. 

Истории, к которым ведут отсылы в фильме, неожиданны и разнообразны. Вспомнить хотя бы Железную Маску. Споры, кем был таинственный узник французских тюрем,  наверное, до сих пор не угасают. Но позвольте, при чем же здесь Пётр Великий?

Здесь же достаточно известная история про тюремного надзирателя, который устраивает с заключенными турниры, обещая отпустить победителя. При этом не забывает наставлять – тренируйтесь, мальчики! В роли персонажа с говорящим именем (Джеймс Хук) выступает бывший калифорнийский губернатор. Английская леди Эмма Дадли, рискуя не только репутацией, но и жизнью, бросается на поиски и спасение своего возлюбленного Джонатана Грина и в критический момент начинает раздавать ему лещей по физиономии за то, что тот, сам того не ведая, путешествовал с китайской принцессой. Борьба с ведьмой превращается не в противостояние черной и белой магии, как ожидает зритель, а в попытку нейтрализовать образчики научных достижений команды злой ведьмы. И здесь уже возникают ассоциации то с египетскими богами, которых отдаленно напоминают воины техпрогресса, то с Виктором Франкенштейном из фильма «Ван Хельсинг».

Итогом стала солянка, которую, несмотря на честолюбивые замыслы режиссеров и продюсеров, не признали в Китае. До выхода в прокат высказывались смелые предположения, что лента станет культовым фильмом Поднебесной, но не вышло. В России к нему также отнеслись с прохладцей, не простив ни глумления по поводу русского двора, ни пошловатого порой юмора, ни откровенно слабого сценария, который так и не вытянули Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер. Не сказка, не фэнтези, не история, не боевик – некачественная китайская подделка, исполненная по принципам русского авось.

Единственный несомненный плюс, достижение опять же компьютерной графики, – проснувшийся дракон красив и изящен, но на этом фильм не построишь. Лента вызвала чувство сожаления о потерянном времени и обещание себе впредь более тщательно подходить в выбору продукции современного российского кинематографа, потому что единственное, что приходит в голову, когда идут титры, на страницах газеты не позволяет писать цензура.

Фоторепортаж