Обухом по голове

БОДАГОВА Анна

Обухом по голове

3805

09:00, 14 мая 2019г

9 Мая телевидение традиционно предлагает зрителям целый спектр фильмов военной тематики. Это и старые полюбившиеся нескольким поколениям «Офицеры» или «…А зори здесь тихие», и новые киноленты. Одна из них с весьма прозаическим названием «Топор», вышедшая на широкие экраны в прошлом году.

Большой популярности фильм не получил, что, на первый взгляд, странно. В главной роли Андрей Смоляков, он обычно пользуется успехом у зрителей.

Сюжет достаточно замысловат. В сибирской тайге, скрываясь от советской власти,  живет отшельник Иван Родин, который в прошлом был белым есаулом. Он одинок. Все, что у него осталось от прошлого, – фотография семьи, Георгиевский крест, аккуратно завернутый в белую тряпочку, да тот самый топор, давший название фильму. Впрочем, как ни старается зритель понять, чем дорог этот топор его владельцу, какая история из прошлой жизни особенно с ним связана, ему это не удается. Отдельные намеки вопреки ожиданиям так никакой информации и не дают. Зато понятно, что он выручает хозяина практически в любой ситуации: защититься от беглых в начале картины – топор, закрепить разбитое дышло в повозке – топор и даже отбиться от разведывательного батальона, попав в плен, – снова топор. Хотя нет. Один раз его все же используют по назначению. Иван показывает военному повару, как правильно рубить дрова.

О том, что идет война, Родин узнает от беглого осужденного по политической статье, который говорит, что хочет прорваться к линии фронта. Где война –
там неразбериха и проще раздобыть необходимые для нормальной жизни документы. Однако неожиданно на войну уходит отшельник, так как «стыдоба же, что первый год война, а немец почти до Москвы дошел», а беглый почему-то остается в избушке Родина.

На фронт попасть не так-то просто – возраст не позволяет. Большое внимание создатели фильма уделяют тыловым, «пороха не нюхавшим» офицерам, гнилой работе НКВД.

В конце концов «дед» (так прозвали его бойцы) на фронт попадает. Там его определяют в возчики. И начинаются чудеса. Всеми силами в обход приказов он доказывает, что достоин другой работы, к примеру, в разведывательном батальоне. Особисты, которые арестовывают Родина по доносу и везут его в машине, гибнут расстрелянные с вражеского самолета. Сам же Иван остается цел. Как произошло такое чудо – непонятно, единственное пояснение в фильме мельком – повезло.

Центральная батальная сцена так и вообще производит впечатление слизанной из какого-то низкосортного боевика. 60-летний дед в одиночку с помощью топора и пары гранат крошит немецкий разведывательный батальон, умудряясь при этом оставить в живых языка. 30-секундная сцена в госпитале с намеком на любовь – и неожиданно титры, в которых сообщается, что Иван Родин геройски сражался и погиб в 1943 году. После титров остается недоумение.

Все дело в том, что фильм основан на реальных событиях. Но что странно: авторы «Топора» по какой-то причине постеснялись указать это в титрах. А зря. Сюжет сразу воспринимается несколько по-иному. И история про то, как один советский боец, тоже ездовой, уничтожил более 20 солдат вражеской армии, – исторический факт. Звали его Дмитрий Романович Овчаренко. Только вот никаким есаулом он не был, обычный молодой крестьянин, защищавший Родину всеми силами. Но для фильма крестьянин, видимо, недостаточно драматичен, отсюда взялся есаул, георгиевский кавалер.

Что и говорить, эпизод попробовали развернуть в целый фильм, но фантазии (и, судя по всему, бюджета) не хватило. Иначе почему в фильме о войне не было ни одного танка или орудия, а выстрелы катюш из кустов напоминают неудачный запуск фейерверка? Про нестыковки и оборванные нелогичные сюжетные линии говорить даже не приходится.

Не спорим: показывать реалии военного времени и до сих пор не известных героев войны нужно. Но зачем это делать так карикатурно, превращая русского Ивана в какой-то гибрид Рембо, Терминатора и Конана-варвара?

Фоторепортаж