На всю жизнь

ПОПОВА Тамара

На всю жизнь

13871

11:35, 26 февраля 2024г

Аббревиатура НВП мало что скажет нынешним школьникам, но для нас, сорванцов 80-х, это был любимый предмет.

Никаких тебе законов термодинамики, и про нравственные искания князя Болконского можно было забыть на время. Как правило, наши троечники, сидевшие обычно «на камчатке», на уроках начальной военной подготовки становились звездами 10«В». . Именно они были самыми меткими стрелками, и учебные Ф-1 метали точно в цель, и автомат Калашникова собирали и разбирали быстрее всех, укладываясь в армейские нормативы. Как и положено мальчикам.

Нам тогда казалось, что пацаны – халявщики жизни, раз им все так легко дается. Кто-нибудь пробовал «упаковать» в противогаз длинную девичью косу? Или маршировать в школьном платье на школьном «плацу», зная, что тот, белобрысый из параллели, для кого ты так стараешься тянуть носочек в югославском моднючем каблукастом сапоге, стоит в сторонке и смеется. Не над девчонками – над тобой конкретно.

Единственная дисциплина, в которой преуспела автор этих строк – стрельба из винтовки ТОЗ, благо наша школа располагала собственным тиром. 35 выбитых очков с дистанции 50 метров из положения лежа с открытым прицелом – это был результат на «отлично». «Ворошиловским стрелком» я не стала, но на красивенький значок определенного достоинства настреляла.

Иногда преподаватель Пётр Степанович Руднев, офицер запаса, рассказывал то, во что сложно верилось. Слова «фейк» мы не знали, но инструкцию по защите от альфа-частиц при опасности радиоактивного заражения заучивали, как клятву пионера, а потом повторяли на уроке вслух под хохот остальных. «Хиханьки» прекратила наша обожаемая физичка Людмила Александровна Раевская, устроив классу внеплановую контрольную по теме «Радиоактивность». И выяснилось: энергия альфа-частиц, освобожденных в процессе р-распада, реально мала настолько, что не преодолевает бумажного барьера, не говоря уже о коже человека.

Если сегодня меня спросят, часто ли мне потом пригождались эти знания и уроки НВП, отвечу так. Ни разу с тех пор – а со дня нашего выпуска из барнаульской школы № 80 прошло уже сорок лет – не понадобился навык стрельбы из винтовки или метания гранат. И прикрываться от альфа-частиц газеткой тоже не довелось. Но гимн своей страны мы знали наизусть, пели его стоя, и науку товарищества, принцип «своих не бросаем», тоже крепко усвоили. На всю жизнь.

Фоторепортаж