Когда закончилась война

БОДАГОВА Анна

Когда закончилась война

765

09:00, 10 августа 2019г

Фильм «Дылда» - новинка этого года. В широкий кинопрокат он не вышел. Впрочем, это нередко бывает с фестивальным кино. Однако, судя по обрушившейся на него критике и, наоборот, восторженным отзывам, он заслуживает отдельного внимания.

Послевоенный Ленинград. В госпитале работает фронтовичка Ия, единственная отрада которой – сын Пашка. Женщина страдает приступами остолбенения, периодически вынуждена брать сына с собой. Возвращается с фронта подруга Маша. Обе женщины пытаются наладить свою жизнь. Но как, если вокруг и, что самое главное, внутри каждой из них – руины?  

В основе фильма лежит книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Сколько раз это выражение мы слышали и говорили сами? Режиссеру Кантемиру Балагову удалось показать, насколько не женское, избежав при этом военных сцен. 

Кадры фильма выдержаны в красноватых и зеленоватых тонах, что только подчеркивает основное настроение.  Как и большинство авторских произведений, да еще и получивших признание именитых фестивалей, воспринимается лента очень нелегко. Большие паузы в драматических событиях усиливают тягостные впечатления.  Впрочем, настоящее русское кино практически всегда про боль. 

Однако кое-что смущает. Есть ощущение, что в фильме нет сюжета. Возможно, это тоже режиссерский ход, однако у зрителя возникают вопросы. Что происходит на экране и, самое главное, для чего?  Нет особенной завязки, да и основные сцены, к примеру возвращение Маши, показаны несколько скомканно. 

Пожалуй, главный герой фильма – травма. Психологическая или физическая. Ни одного человека в фильме без нее нет. Контузия у Ии, одержимость идеей забеременеть у Маши, даже доктор, который представлен зрителю в нормальной цветовой гамме, похоронил сына, о чем никогда не забудет. 

Одна из самых страшных сцен – уговоры врача, чтобы он убил контуженного солдата Степана. Он никогда не встанет на ноги, доживать устал. В интернат тоже не хочет. Хочет умереть. Но доктор просто не может взять на себя такой грех. Помочь он уговаривает Машу. Но Маша тоже устала помогать. Но ночью она ставит Степану последний укол, курит и пускает дым в лицо умирающему солдату. Такой вот вариант последней сигареты. 

Еще одна линия - Маша хочет ребенка. Однако это не столько желание материнства, сколько попытка упорядочить послевоенный мир и найти какой-то смысл в жизни. Причем по ходу фильма становится понятно, что речь здесь не о реализации себя в материнстве. Она считает, что ребенок ее вылечит (после ранения она прошла через непростую операцию).   Сама Маша родить не может и надеется на чудо и на собственную подругу. 

Выясняется, что Пашка  - сын Маши, которого она отправила с Ией, когда был убит отец ребенка. «Я осталась мстить, а его отдала Дылде», – признается она в одном из эпизодов.  При этом считает, что Ия теперь просто должна родить для нее ребенка. А Пашка ей не нужен. Ребенок выступает разменной монетой в борьбе за обычную, невоенную жизнь. 

Героини некрасивы, нехаризматичны. Не вызывают положительных эмоций ни в начале фильма, ни в конце, когда остается чувство пустоты от увиденного. Как такового послевоенного Лениграда здесь тоже нет. Только старый трамвай, обшарпанная коммуналка да характерная табличка «Закрывайте дверь – берегите тепло!». Наверное, этот тот самый редкий фильм, который прекрасен в своей отвратительности. Мы научились показывать войну во всей ее уродливости и неотвратимости.  Мы ловим себя на том, что даже сопереживать героиням в этой ситуации не способны. Они – символ тех, кто так никогда и не смог оправиться и привыкнуть к мирному небу над головой. Кто после опрекращения выстрелов потерял всякий смысл в жизни. Таких в 1945-м и гораздо позже было немало. Только вот мы не привыкли о них говорить и вспоминать. 

Мы страшной ценой выиграли эту войну.  Причем в полной мере это можно понять разве что вот после таких «мирных» фильмов.  Недаром по программе 72-го Каннского фестиваля «Особый взгляд» Балагов получил награду как лучший режиссер, а сам фильм удостоился весьма престижного приза ФИПРЕССИ. 

Фоторепортаж