Как песня стала фильмом

КАРПОВА Любовь

Как песня стала фильмом

1017

12:09, 26 июля 2019г

Есть в нем и «отчаянный шофер» Колька Снегирёв на трехтонной машине АМО, и суровая девушка Рая, работающая на «форде». Нет, к сожалению, только Чуйского тракта, потому что снимали картину на Урале. Впрочем, уральские пейзажи, показанные с большой нежностью, сильно украшают этот простенький, совершенно бесхитростный фильм, идущий всего час с небольшим. В памяти остаются поля в утреннем тумане, разбитые дороги, на которых застревают даже грузовики, и таинственный лес, где главный герой выручает свою подругу…

Забавно, что в сценаристах картины значатся аж пять человек, включая режиссера Александра Котта. По сюжету в условном послевоенном Нигде едет по пыльной дороге молодой шофер Николай на своем стареньком грузовике – говорит, что с Камчатки, по специальному назначению. Отныне он приписан к аэродрому. «Слышь, у вас тут культурная жизнь имеется? Ну, бабы есть?» –
первое, что интересует нашего Кольку по прибытии на место.

На аэродроме работает и девушка Рая на новеньком синем грузовике «форд». Ну как новеньком – скорее, просто блестящем. В ближайший городок они возят мешки с письмами, а на аэродром – бочки с горючим. Еще у Раи есть жених-летчик: то букет полевых цветов бросит ей с неба на машину, то покатает на своем красном самолетике с надписью «ПОЧТА», а признаться в чувствах все никак не решается. Хотя они и так написаны на его сияющем лице. Появление Кольки вносит большое смятение в их жизнь. В неприступную Раю он влюбляется с первого взгляда, но подкатывает зачем-то к игривой Валентине из столовой. Погоня на грузовиках («Если АМО «форда» перегонит, значит, Раечка будет твоя») происходит даже дважды, но ни разу не заканчивается так трагично, как в песне. Потому что у Котта вообще-то лирическая комедия с хеппи-эндом.

Фильм стал дебютом в большом кино не только для режиссера (сегодня известного, например, «Брестской крепостью», «Елками-2» и сериалом «Обратная сторона Луны»), но и для актера Павла Деревянко. Он запомнился Александру Котту еще в студенческом спектакле, так что через несколько лет, собираясь снимать полный метр, он разыскал артиста и предложил главную роль разбитного, нахального и чуточку наивного Кольки, которая и принесла будущей звезде первую известность. Раю сыграла актриса Ирина Рахманова, на счету которой в тот момент был только эпизод в балабановском «Брате-2».

Этот маленький и немногословный фильм неожиданно густо населен эпизодическими персонажами: в поле зрения то и дело оказываются какие-то любознательные дети с биноклем, бабушка с козой, завхоз Борис Фёдорович, таинственный мужчина с конем и утренней зарядкой, певица и пианист, томные буфетчицы, бойкие продавщицы. Девушке Рае даже придумали крошечную «биографию» в лице тетки, которая воспитала ее одна.
О недавней войне напоминает разве что пожилой ветеран без ног, которого в сцене танцев приносят и ставят на табуретку.

Послевоенная нищета и разруха вообще получились такими уютными, что в этом мире немедленно хочется поселиться, несмотря на грязищу под ногами. Тут и духоподъемные надписи повсюду («Слава сталинским соколам»), и нежные платья для влюбленных девушек, так кстати продающиеся в крошечном магазинчике, где нет даже гречки, и аккуратно побеленная парковая скульптура приземляющегося парашютиста. Претензии внимательных зрителей (мол, трехтонный грузовик АМО – никакой не АМО, а ГАЗ-АА, а «форд» вообще какой-то неузнаваемый, да и погоны у эпизодического офицера неправильные) понятны. Но в столь условном, почти сказочном пространстве историческая точность кажется нам несколько необязательной. «Такая простая, хорошая, цельная жизнь», – пишет в своем отзыве одна зрительница на портале «Кино-театр», и с ней трудно поспорить.

Фоторепортаж