Чужая личность

КАРПОВА Любовь

Чужая личность

1268

12:25, 01 ноября 2019г

В российских кинотеатрах идет фильм «Текст» – экранизация одноименного бестселлера Дмитрия Глуховского с вездесущим Александром Петровым в главной роли.

Российские критики наперебой сравнивают фильм режиссера Клима Шипенко с супер­успешным «Джокером» Тодда Филлипса, который вышел на экраны чуть раньше. Но «Текст», к общему разочарованию (и явно незаслуженно), пока проваливается в прокате. И это несмотря на крутой концепт, известную литературную основу, популярных артистов и очевидную злободневность сюжета. И мотивы прозы Достоевского, куда же без них?

Удрав от гиперопекающей мамы в ночной клуб «Рай», обычный студент-филолог из Подмосковья Илья Горюнов (актер Александр Петров) попадает под облаву наркоконтроля. Он как-то слишком рьяно вступился за свою девушку и задел наглого молодого сотрудника ФСКН – и вот уже стоит растерянный и пытается объяснить в присутствии понятых, что пакетик с белым порошком ему сами же полицейские и подбросили. Выйдя на свободу спустя семь лет, он надеется просто вернуть себе свою обычную жизнь, но это, конечно, невозможно. Мама умерла два дня назад, а девушка – ну, она не просила за нее заступаться.

И тогда Илья находит того полицейского Петра Хазина (Иван Янковский), сломавшего его судьбу. Тем более что за его роскошной жизнью с ресторанами, Мальдивами и дорогущими часами он все эти годы умудрялся следить благодаря соцсетям. Но мутный разговор как-то не задался, и, сбросив труп полицейского в канализационный коллектор, Илья в смятении уносит с собой его смартфон. В котором, как позже выясняется, хранится вся работа, личная жизнь и в каком-то смысле личность мертвого Хазина. Отвечая на сообщения чужих мамы, девушки, друзей и подельников, просматривая фото и видео чужих событий, Илья незаметно для себя начинает жить этой эфемерной жизнью, почти полностью растворяясь в параллельной вселенной.

Концепция, достойная сериала «Черное зеркало», в зрительском восприятии неизбежно сворачивает на другую тропинку. Невозможно отрешиться от нашумевшей летней истории с известным журналистом Иваном Голуновым, которому московские полицейские среди бела дня подбросили наркотики. И случайное сходство имен настоящего журналиста и вымышленного киноперсонажа придает этому совпадению запредельную сюрреалистичность.

«Это кино про беззаконие», – сказал в одном интервью режиссер Клим Шипенко. А беззаконие в фильме выглядит системным. Преступный майор Хазин – сын, как мы догадываемся, не менее коррумпированного генерал-майора. С коллегами из других ведомств он давно барыжит наркотой из Колумбии. И у присвоившего его телефон Ильи Горюнова даже появляется шанс поучаствовать в крупной сделке с какими-то опасными кавказскими мужчинами.

Но интереснее то, как благодаря смартфону схематичный поначалу персонаж Ивана Янковского постепенно обрастает плотью, становится сложным, многомерным и неоднозначным. Его любимая Нина и их сложные отношения, мамины переживания, семейная ситуация, прошлое и моральный выбор, ссоры с авторитарным отцом, затаенные несбыточные мечты – все это в какой-то момент заставляет зрителя невольно усомниться в том, что майор Хазин, пусть и случайно, но справедливо был наказан за свои грехи. И что он вообще главный виновник всего произошедшего.

При этом растерянный главный герой Илья Горюнов, его желания и мотивы во многом остаются для нас загадкой, хотя камера следует за ним неотрывно, порой почти упираясь в его взъерошенный затылок или щеку. И дело не в том, что Александр Петров как-то плохо раскрыл своего героя. Просто создатели фильма сознательно отказываются от любой возможности вызвать жалость к нему или оправдать обстоятельствами его действия. Для них в этом фильме, похоже, важнее всего сама идея роковой случайности, способной в секунду сломать жизнь совершенно любого человека.

«Текст» (Россия, 2019, 18+).

Фоторепортаж