Большие надежды

КАРПОВА Любовь

Большие надежды

995

11:39, 19 июля 2019г

Не прошло двух месяцев, как до барнаульских кинотеатров добрался победитель Каннского кинофестиваля – 2019 корейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо. Вопреки ожиданиям он оказался вполне зрительским кино, ловко балансирующим на стыке несочетаемых жанров.

Главные герои – бедная семья из четырех человек: безработный пожилой отец Ки Тэк, его жена и взрослые сын и дочь, живущие в полуподвальной квартире с окнами на уровне асфальта. На хлеб они пытаются заработать, собирая из заготовок кривоватые коробки для пиццы. Воруют вай-фай у соседнего кафе. Злятся на прохожих пьяниц, которые норовят помочиться прямо на их жилище. А когда соседи вызывают дезинсекторов, специально не закрывают свои окна, чтобы и их тараканов заодно потравили (и, конечно, чуть не травятся сами). В поле зрения мельком попадает старое фото матери на соревнованиях по метанию молота и ее серебряная медаль. Успешной карьеры не вышло, зато семья необыкновенно дружная –
полная взаимная поддержка перед лицом любых невзгод.

И тут судьба дает неудачникам сказочный шанс. Друг старшего сына, студент, уезжает на стажировку и просит поработать вместо него репетитором у дочки богатых родителей. Так симпатяга Ки Ву, взяв вестернизированный псевдоним Кевин и подделанный в фотошопе диплом, отправляется в роскошный дизайнерский особняк на холме, где живет семья Пак, тоже из четырех человек.

Господин Пак – руководитель в IT-фирме, его жена – прелестная доверчивая домохозяйка, обожающая все американское. А кроме дочери-старшеклассницы, у которой плохо с английским, есть еще и непослушный младший сын, увлеченный рисованием. Так что, запудрив матери мозги, Ки Ву внедряет в эту семью свою циничную сестрицу в качестве «учителя рисования и арт-терапевта Джессики, учившейся в Иллинойсе». А уж та быстро выживает прежних водителя и домработницу, на место которых приходят их родители. Свое родство они, естественно, скрывают – так, знакомые знакомых. Но работу стараются выполнять прилежно. Словом, все складывается слишком уж благополучно, чтобы автор сценария и режиссер Пон Джун Хо не припас примерно на середине фильма впечатляющий драматургический поворот.

То, что начинается как причудливая комедия из жизни социальных низов, быстро оборачивается едкой социальной сатирой, затем кровавым триллером с непосредственным участием неплохих людей, а потом и драмой. Но так до самого конца и не утрачивает мрачного юмора.

Размашистый стиль режиссера легко прощает лобовой символизм, которым буквально пронизан весь фильм. Например, главные герои жалуются на неистребимых насекомых, но сами, в сущности, ведут себя именно как тараканы, тихой сапой захватывая чужое жилище. Из своего безнадежного подвала они пытаются взобраться поближе к солнцу, в прекрасный дом на холме, и в какой-то момент будут практически смыты обратно потопом. Впрочем, и у дизайнерского жилища с прозрачными стенами есть глубокий подвал с секретами. А тяжелый декоративный камень, фигурирующий в сюжете в качестве талисмана, приносящего финансовое благополучие, будет использован, мягко говоря, не по назначению.

При этом, развешивая по стенам все эти красноречивые «ружья», режиссер все равно умудряется быть совершенно непредсказуемым, раз за разом выбивая почву из-под ног у своих героев и зрителей. В какой-то момент философию этого фильма описывает пожизненный неудачник Ки Тэк, до того момента кажущийся безобидным маразматиком (его фантастически играет актер Сон Кан Хо), – мол, нельзя строить планов. Потому что если у тебя есть план, в него обязательно вмешается что-то роковое. Так что его план – отсутствие плана. Печально, но и эта остроумная идея никому не приносит удачи.

Фоторепортаж