Сибирский приют ленинградских детей

00:00, 15 ноября 2012г, Общество 1440


Сибирский приют ленинградских детей Фото №1

Мой отец Сергей Семенович Расщупкин в первые послевоенные годы был директором Ребрихинского детского дома. Мама моя Анастасия Федоровна, руководитель кружка домоводства, работала там же. Мои родители прошли по дорогам войны от Сталинграда до Берлина через Курск, Варшаву, Будапешт, встречались на Одере с американцами. Оба - радисты. Участвовали в боях в составе 16-й военно-воздушной армии.

Им, прошедшим войну, были очень дороги воспитанники детдома, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Все, кто имеет отношение к этому периоду времени - сами воспитанники, их дети, внуки, родственники, - откликнитесь! Я поделюсь с вами копиями фотографий тех лет. Возможно, вы впервые так близко встретитесь со своим детством, опаленным войной.

Дети из блокадного Ленинграда были очень молчаливы, острижены наголо: и мальчики, и девочки. Все в одинаковых одеждах, у всех были огромные печальные глаза. После войны тех детей, у которых находились родители, организованно группами увозили в освобожденный от блокады город. Но возвращались назад не все эвакуированные в годы войны дети. Многим попросту было не к кому ехать. И было принято решение Алтайского крайисполкома, по которому те дети, у кого родители не находились, оставались либо здесь, либо увозились в детские дома по прежнему месту жительства.

Ребят постарше, после семилетней школы, отвозили в Барнаул: кого определяли в ремесленные училища и школы ФЗО, а талантливых выпускников - в техникумы, институты, одаренных - в музыкальный Барнаульский детский дом № 8.

С особой любовью и теплотой в голосе рассказывали родители о двух воспитанниках из Ленинграда: Саше Семенштейне и Иосифе Короле. Саша был разносторонне увлекающейся личностью. Отлично учился сам и помогал другим решать сложные домашние задания, сам освоил фотодело и охотно фотографировал всех желающих. Чтобы снять меня, повел зимой в парк, указал место, а там не было тропинок, но был хороший ракурс. Я стояла по колено в снегу, пока он долго и старательно делал снимок.

После окончания школы он легко выдержал вступительные экзамены и учился в Академгородке Новосибирской области. Какой профессией он овладел, родители мне не говорили, но работал он впоследствии в области, связанной с освоением космоса, во всяком случае, так мне рассказывала мама. На каникулы он несколько раз приезжал к нам в Барнаул, отец очень любил с ним подолгу разговаривать. Во время блокады, когда Саша уже был в Ребрихе, у него умерла мать, отец создал другую семью и забирать сына не торопился. Будучи студентом, Александр сам разыскал отца и приехал к нему в гости. Но прием был не теплым, и на другие каникулы он приехал к нам и все рассказал моему отцу. А потом Саша женился, мы сменили адрес, и связь оборвалась.

Иосиф Король тоже был талантливым воспитанником. После окончания школы он поступил в горный институт в Кемеровской области. Приезжал в гости прекрасно одетым. В детдоме у всех было все одинаковое, поэтому это так бросилось в глаза. Родительские гены, наверное, сказывались.

Военные игры детский дом проводил ежегодно в зимние каникулы. Весь коллектив, включая воспитателей, делился на две команды. Мастерили из дерева в столярной мастерской под руководством Колесникова Дмитрия Степановича оружие: винтовки, наганы, пулеметы, гранаты и даже танк. Участники игры различались по нашивкам. У каждого отряда был свой цвет. Маскхалаты шили девочки.

Мой папа кроме того, что был директором детдома, вел в нем радиокружок. Занятия кружка часто проходили в фойе, где размещался и наш «театр». Ежевечерне после ужина открывался занавес и ребята устраивали концерты, все проходило по-семейному весело. А после импровизированного концерта были танцы под аккордеон, патефон. Танцевали вальс, польку, краковяк, любимый белый танец, играли в ручеёк.

Но самой любимой коллективной игрой являлась лапта. Сколько задора, смеха, стремления к победе и радости победителей! В числе участников игры были вожатые, воспитатели, работники хозблока, да и сам директор играл наравне с воспитанниками.

За играющей командой - спальный корпус, а перед ним - большие качели, турник, беговая дорожка, на которой две девочки играют в классики. Там же было место для прыжков в длину. Спортом увлекались все. Летом проводились свои олимпиады по легкой атлетике.

Вот пока все. Пусть во многих семьях зажжется своя свеча памяти, а в будущем, возможно, появится наша, алтайская, Книга памяти всех эвакуированных на Алтай детей. Так хочется на это надеяться…

 

 Людмила НЕФЕДКИНА

Фоторепортаж