«ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА...»

00:00, 17 декабря 2010г, Общество 2080


«ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА...» Фото №1

Снег в горах ложится раньше, чем на равнине. Глядя, как от каждой чарышской деревеньки электрические столбы «шагают» вверх и теряются где-то на вершинах вместе с десятками километров проводов, подумала: «Каково же добираться до них зимой и как обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии в таких условиях?»

Расслабляться не приходится

Это в степи столбы почти всегда идут вдоль дороги, порвался провод – можно подъехать на машине в любую непогоду. Здесь же наносит столько снега, особенно в ложбинах, что можно увязнуть там основательно. Попробуй найди место аварии! О том, как это бывает, рассказывает начальник Чарышских районных электросетей Николай Литвинов:

- По горам у нас проходит больше половины линий. Если какая неисправность, например, порыв провода во время бури или метели, то он обязательно случается не у дороги, а на самом верху. Летом во время грозы молнии там часто попадают в опоры, хотя мы и ставим специальные отводы. Напрямую вдоль линии не проехать. Поднимаемся иногда по пояс в траве или ищем другой путь. Бывает, дорогу пересекает ключ, в низине скапливается вода, образуется болотистая местность – «мочак», где техника буксует. И все же летом аварийным бригадам работать легче. Самое трудное время – зима. Объездные пути забивает снег. Одно время в РЭС была гусеничная «танкетка», заезжали на ней наверх, а потом спускались к нужной опоре. Сейчас до места аварии приходится добираться на лыжах. Прошлая зима была особенно сложной из-за сильных морозов. Знаете, что за дата 22 декабря?

- Самая длинная ночь в году и ваш профессиональный праздник – День энергетика.

- Правильно. Наши работники имели право его отметить. Я провел торжественное собрание. На улице мороз в 40 градусов, каждый понимал, что может всякое случиться, надо быть начеку, расслабляться нельзя. Все успели разъехаться по домам и даже заснуть, когда случилась большая авария. За двадцать минут до полуночи без электричества остался Сентелек. Хорошо, что в их конторе в ту ночь дежурила очень ответственная женщина - Галина Выставкина, которая начала звонить на подстанцию в соседнюю Березовку - связи не было. Галина Ивановна нашла меня дома. Сразу связался с электромонтером, имеющим права вождения автомобиля (за ним закреплен «уазик»), Александром Булановым и выехал в контору. Подняли остальных электромонтеров и около двух часов ночи были в Сентелеке. Там у нас установлены головные электронные разъединители, с помощью которых можно определить, на каком участке порыв. Но в этот раз они не помогли. Темнота, что произошло где-то там в горах – неизвестно.

Экстремальные условия

Прошел год, а Николай Александрович и сейчас помнит события той ночи поминутно, будто сводку читает. Оказалось, отключились сразу две линии. В три часа ночи разбудили директора ОПХ «Новоталицкое» Николая Борисова: «Петрович, принимай меры, иначе всех заморозим!». Тот поднял руководителей хозяйства, сельский совет, трактористов. Энергетикам выделили гусеничные трактора, двумя бригадами начали обследовать линии. Главное было найти причину отключения. В четыре утра доложили главе района, что не удается включить совхоз «Новоталицкий», а мороз крепчает. Он сразу собрал руководителей района и МЧС. Действовать нужно было быстро. Едва забрезжило, энергетики отыскали первую неисправность - на одной опоре порывом ветра сорвало изоляторы. К девяти часам ее устранили, и через час на эту линию запитали Сентелек, ближайшие к нему Покровку, Абу, Машенку. Неисправность на второй линии обнаружили только к часу дня. Долго петляли по горам, пока не нашли опору, где оборвался провод. Температура воздуха опустилась до минус 42. Хотя большого ветра не было, на вершине сопки ватник и подшлемник, закрывающий лицо, насквозь продувало. Не обращая на это внимания, электрики нацепили на валенки когти и полезли на столб. Управились за час, но за это время сами немного обморозились.

- Такое серьезное происшествие прошло по всем сводкам МЧС, вплоть до Красноярска, - вспоминает Литвинов. - Утром по селектору доложил главному инженеру межрегиональных сетевых компаний Сибири (МРСК), что одну линию включили. Все службы сработали оперативно, ответственно, во взаимодействии с администрацией района. Наши мастера оказались на высоте.

Главная обязанность РЭС – своевременная и качественная поставка электроэнергии жителям района. А это зависит от мастерства, сноровки и добросовестного отношения к своему делу электромонтеров участков, которыми руководят опытные мастера Петр Борисов (с. Чарыш), Александр Мишин (с. Березовка), Сергей Москалев (с. Алексеевка). Их повседневная работа – это техобслуживание электролиний, перетяжка проводов, замена опор, изоляторов, колпачков, вырубка кустов, которые не должны находиться рядом с опорами. Зимой, когда разыгрывается метель с сильным ветром и даже дороги переметают многометровые сугробы, мы иногда неделями возим в «техничке» снегоход «Буран», который помогает нам добираться до места аварии и быстро устранять обрыв проводов либо восстанавливать сорванные изоляторы.

Готовясь к нынешнему зимнему сезону, все работы выполнили по утвержденному графику. С февраля по октябрь отремонтировали 37 трансформаторных подстанций и часть высоковольтных линий электропередачи на общую сумму более трех миллионов рублей. Надеемся, что экстремальных случаев зимой станет меньше. Кстати, по итогам прошлого года по производственным показателям Чарышские РЭС заняли первое место в «Алтайэнерго» и второе в МРСК Сибири.

 

Сова в щите

- Николай Александрович, в вашей практике, наверное, случаются курьезы. Над чем вы можете посмеяться?

- В работе всякое бывает. Иногда от смешного до грустного – один шаг. Чаще всего на монтеров нападают пчелы. В прошлом году на одной линии надо было заменить траверсы – перемычки между проводами. А на них обосновалось целое осиное гнездо. Мужики на столбы залезли, только сунулись к проводам, осы пошли в атаку. Монтеры посыпались вниз как горох, в разные стороны. Некоторых успели покусать, наутро появились опухшие. Облачились в защитную экипировку, запаслись двумя баллончиками дихлофоса и снова полезли на столбы. В другой раз сова проникла в высоковольтный щит (там есть отверстие снизу), причем удачно, ничего не задела, не замкнула. Мастер поднялся, открыл дверцу, а она на него: «Ух!». От неожиданности он вскрикнул и свалился оттуда. Сноровка не подвела, приземлился удачно. До сих пор удивляемся, как сова осталась жива там, где проходит высокое напряжение. Она, наверное, это чувствовала и сидела, боясь пошевелиться.

- У вас в кабинете и в фойе много фотографий. Сами снимали?

- Давно увлекаюсь фотографией. Раньше охотничал, а потом бросил это занятие. Теперь хожу в лес только с фоторужьем. Однажды поднялись с мастером Сергеем Бочкаревым на 1800 метров, выше села Покровка, к Белоусову камню. Там снег лежал, а в прогалинах россыпь желтых цветов. Решил запечатлеть эту картину. Прошел в сапогах мимо кочки соломы, слегка задев ее, присел и прильнул к объективу. Вдруг слышу, в сапог кто-то: «тук-тук,», оглянулся - это змея пытается меня укусить, две вмятины на сапоге осталось. Не скрою, от неожиданности закричал. Мысль сфотографировать змею пришла позже, когда страх прошел.

В другой раз переправлялись через Иню, поднялись в урочище Озерное, где три горных озера вулканического происхождения – такая красота! Начали виды снимать. Тут поодаль выходит медведица с тремя медвежатами, у одного почему-то бок белый. Мы затаились, звери ушли. Когда стали лагерь разбивать, захотелось подойти поближе к тому месту, где медведи были. Знаю, что их там нет, а волосы под шляпой дыбом встали. Посмотрел их следы, но место оказалось неудобное, палатку не поставить. После этого появилась мечта снять медведя в дикой природе, я даже объектив купил классный, чтобы с двухсот метров щелкать. Кстати, маралы и косули в горах встречаются часто.

- А мне нравится ваш снимок, где четверо людей в воде по пояс тянут провода, а по берегам речки снег лежит. Газетный кадр получился.

- В прошлом году ранней весной вода сильно поднялась, речка повернула в сторону и подмыла опору в районе Малого Бащелака. Она рухнула, два села остались без электричества. А тут пошел снег. В таких условиях нам пришлось вручную тянуть веревки с двух сторон, чтобы поднять опору, вот и полезли в ледяную воду. На тракторе там близко не подойдешь. Поставили ее, запитали, дали электричество, а сами отправились отогреваться.

- Воровство электроэнергии не изжили?

- Это большая проблема и отдельная работа. Например, жители села Чайное с начала года не оплатили 42 процента потребленного электричества. Стараемся раз в три месяца побывать у каждого абонента. Сейчас легко выявить должников, все они в общей базе данных. Как наказываем? Беседуем, разъясняем, обращаемся за содействием к руководству села или хозяйства.

 

Профессия - навсегда

Литвинов говорит, что коллектив у них дружный. Иначе нельзя. Люди должны быть надежными, от этого иногда жизнь друг друга зависит. В любое время суток и при любой погоде энергетики обязаны собрать бригаду за 20-30 минут и выехать к месту аварии. Поэтому, когда принимают новичка на работу, смотрят, что он за человек. На предприятии хорошая спортивная команда (у самого начальника в кабинете стоят две пудовые гири, среди коллег в своей весовой категории занимал первое место). Южные электрические сети два раза в год проводят спортивные соревнования для своих организаций. Литвинов на всю команду приобрел спортивную форму, отдельно – волейбольную. Увлекаются гиревым спортом, шахматами, играют в волейбол, теннис. Дважды подряд занимали второе командное место, в качестве приза выиграли как-то тренажер «Беговая дорожка».

- Заместителем начальника в районные электросети я пришел в 1993 году. А начинал электромонтером, дошел до высокой 4-й группы. Помню свой первый выход на работу с бригадой. Опытные мастера быстро опоры себе разобрали, а мне досталась такая, от которой сразу три линии отходило, 18 проводов. Чтобы сделать их перетяжку, я сидел наверху три с половиной часа. Зато сразу понял, что такое электрик.

- Николай Александрович, говорят, вы в Кытманово успели поработать?

- Семь лет был там энергетиком, а потом вернулся на родину. Моя жена Любовь Анатольевна - кытмановская, агроном по образованию, сейчас работает в школе. В юности приехала в Чарыш к своему дяде. Волосы у нее были богатые, крутила высокие прически, я ее сразу приметил. Здесь и свадьбу сыграли. Тогда она постоянно меня звала: «Поедем на равнину», а теперь говорит: «У нас в Чарыше». В Кытманово березовые околки, холмы и постоянный ветер, то в одну сторону, то в другую, а здесь такого нет.

Уже более двадцати лет тружусь в родном районе. Специальность получил на факультете электрофикации Бийского техникума, потом окончил аграрный университет, стал инженером-электриком. За это время вырастили с женой двух сыновей. Старший Дмитрий, которому 32 года, захотел стать военным. Он сейчас подполковник, окончил Академию Генерального штаба Вооруженных сил. Младший Алексей отправился по его стопам, в свои 28 лет дослужился до капитана, заочно учится на третьем курсе Алтайского аграрного университета. Оба – боевые офицеры, прошли Чечню. Первый служит в Чите, у него шестилетняя дочка, которую летом привозят к нам. Второй еще не женился. Их часть дислоцируется в Дагестане, говорит, что невесты туда ехать не хотят. Кстати, в Отечественную
войну трое Литвиновых погибли на фронте: мой дед и два дяди. Сегодня по линии отца родни в районе у меня не осталось.

- Наверное, сильно переживаете за своих сыновей?

- А как же, только плохие мысли стараемся гнать от себя. Меня обычно спрашивают: «Как там мать переносит, что оба сына воюют?». А про отца почему-то не вспоминают, как будто у меня души нет…

Чарышский район.

Справка «АП»
Чарышские РЭС – это 930 километров линий электропередачи (расстояние, как съездить в Новосибирск и назад вернуться). Часть их идет вдоль дорог, а более половины – по горам и малопроходимой территории. Их обслуживают три участка, 27 электромонтеров вместе с мастерами и бригадирами.

Фоторепортаж