"НЕ ВИНОВАТЫЙ Я!"

00:00, 17 июля 2010г, Общество 4545


"НЕ ВИНОВАТЫЙ Я!" Фото №1

14 июля в Барнауле было предъявлено обвинение по статье "Незаконная охота" Анатолию Банных. Он, напомним, один из тех, кто 9 января 2009 года был в вертолете Ми-171, потерпевшем крушение во время незаконного сафари в Горном Алтае. Семь человек при этом погибли, двое получили тяжелейшие травмы. Анатолий Банных и второй пилот вертолета Максим Колбин получили ушибы и незначительные повреждения. Правда, сам Банных на пресс-конференции 14 июля заявлял, что в результате сотрясения мозга у него не вырабатываются четыре гормона, из-за чего в организме происходят гормональные изменения и он вынужден несколько раз в год лежать в госпитале в Таиланде. Впрочем, его здоровье не было главной темой разговора.

Вообще, журналистов с самого начала интересовало, зачем и почему Анатолий Банных решил устроить эту пресс-конференцию. После того, как он и двое из его сотоварищей по уголовному делу (Николай Капранов и Борис Белинский) были объявлены в федеральный розыск, Анатолий Банных дал несколько интервью. Но при этом от части из них сам же и отказался. Так, через день после того, как в газете "Московский комсомолец" (федеральный выпуск) был размещен материал "Три дня в аду", описывавший то, как уцелевшие ждали помощи на склоне горы Черная, та же газета разместила опровержение(!), заявив, что данный текст был заготовками для романа или повести. Газете "Континент-Сибирь" Анатолий Банных дал большое интервью, однако потом отказался его согласовывать. В результате вышла только куцая заметка, состоящая из общих фраз. Видимо, Анатолию Банных хочется довести до общественности свое видение ситуации, но при этом он постоянно опасается, как бы не сказать лишнего.

"Лишнее" он начал говорить еще в прошлом году. Например, в марте 2009 года, встречаясь с представителями Общественной палаты, он заявил, что по зверью стреляли московские гости. Так как главным из московских гостей был Александр Косопкин, полпред президента РФ в Госдуме, то выходило, что именно этот высокопоставленный чиновник охотился на краснокнижников (убитые на горе Черная четыре горных барана-архара охраняются в России законом, всякая охота на них запрещена).

Журналистов, естественно, интересовало, как сейчас видит события того дня Анатолий Банных. На пресс-конференции он заявил:

– Косопкин всех позвал. Он позвонил – я в это время был в Индии, билеты обратные были у меня на 17 января. Он сказал: "Ты приезжай, давай съездим в Горный". Косопкин был хорошо знаком с Яшбаичем (начальником природоохранного ведомства Республики Алтай Виктором Кайминым, также погибшим в вертолете. – Прим. "АП"), довольно часто ездил на Алтай. Все участники процесса были знакомы достаточно давно.

– Глава Республики Алтай Александр Бердников настаивает, что его на базе "Турсиб" не было… Он встречал Косопкина или нет?

– Мы должны были лететь в районе 17 числа. Косопкин настоял, что полетим раньше. Бердников отмечал юбилей со своей супругой. Нам не давали вылета. Я позвонил Бердникову, он говорит: "Вечером я к вам приеду". Бердников нас даже не видел. Он знал и вечером (9 января, после возвращения с охоты. – Прим. "АП") должен был быть на ужине. Он подписал для Косопкина книгу, выпущенную для сорока первых лиц страны. Хотели вручить…

Заметно было, какую позицию занял Анатолий Банных: когда ему задавали "неудобные" вопросы об охоте, он тут же заявлял, что связан подпиской о неразглашении: "Давайте подождем конца следствия". Так, например, на вопрос корреспондента РИА "Новости", кто именно из присутствовавших в вертолете охотился (т.е. – стрелял по архарам), Банных ответил: "Кто охотился – пусть разбирается следствие", – но тут же добавил: "Установлено, что я не охотился". То есть когда есть возможность сказать что-нибудь хорошее о себе, то подписка о неразглашении волшебным образом перестает действовать. (Насчет "не охотился" – это любимый тезис Анатолия Банных, еще в прошлом году во время нашей с ним личной беседы он заявлял, что не стрелял по баранам, так как при переезде в Москву продал все оружие. Однако на вопрос, что же мешало ему взять чужое ружье, Банных не нашелся, что сказать. – Прим. авт.).

Судя по всему, Анатолий Банных решил через СМИ донести до общества кажущиеся ему важными положения, первое из которых: "Я считаю, что федерального розыска никакого не было". Второе: "История эта во многом политическая".

Насчет первого тезиса: о федеральном розыске, в который были объявлены Капранов, Белинский и Банных, СМИ узнали в конце июня не откуда-нибудь, а из официального сайта Западно-Сибирского следственного управления на транспорте. Насчет второго: трудно назвать Анатолия Банных политической фигурой. Какое-то время он состоял в партии "Единая Россия", еще раньше подмял под себя алтайскую ячейку СПС, по слухам, возможно, контролирует деятельность барнаульских ЛДПРовцев и даже будто бы именно он пытался создать в АКЗС фракцию "Правого дела". Однако все эти партии служили только экономическим целям: чтобы получить контроль за тем или иным законодательным органом, который потом штамповал бы решения в пользу определенного круга лиц. К тому же расстрелянные на горе Черная архары и угробленные при падении вертолета семь человек, как ни крути, явно отличаются от любой формы политической деятельности. Это не митинг, не пикет и не выпуск листовок.

На пресс-конференции представители СМИ интересовались, каким же гонениям подверглись предприятия самого Банных, его родственники и друзья. Хотя в сюжете на одном из федеральных каналов об этом было сказано несколько слов, где Анатолий Банных отделался туманной фразой: "То, что есть попытки создать неблагоприятные условия – да". Мама Анатолия Банных Людмила Набатова владеет рестораном (тратторией) "Мехико", дочерним для которого является гриль-бар "Пожарка". Гриль-бар находится в учебном заведении (в подвале корпуса БЮИ), там всего один выход, но даже после трагедии в "Хромой лошади" в Перми "Пожарка" в отличие от некоторых барнаульских заведений ("Хаус-клуб" и "Гранмулино") работала без остановок. Это, видимо, и есть неблагоприятные условия?

Причем через какое-то время Анатолий Банных рассказал: "Нам принадлежит компания "Мосэнергоремонт", мы приобрели компанию "Стройтехноконтакт", на 26 миллиардов рублей заказов на сегодняшний момент, занимаемся энергетическим строительством. За это время приобрели "Братские электросети". Сейчас находимся в переговорах по покупке трех федеральных радиостанций. То есть мы очень активно двигаемся. У нас хорошая, профессиональная команда. Вкладываем в другие регионы. Сейчас обсуждаем вопрос покупки котельного завода в Бельгии. То есть у нас очень позитивно идет бизнес". Но при этом подчеркнул, что вот в Алтайский край "мы не хотим вкладывать никакие ресурсы". Надо думать, это он нас так всех наказал.

Что ж, если припомнить, в 2005 году Анатолий Банных купил комбинат химволокна в Барнауле. Весь бизнес его состоял в том, чтобы потом его кому-нибудь продать. При этом только после вмешательства краевых властей и лично губернатора Александра Карлина Анатолий Банных выплатил рабочим КХВ долги по зарплате. В Бийске команда Банных купила котельный завод, предполагая его продать – для этого на заводе была организована отверточная сборка китайских джипов "Адмирал". Однако грянул кризис – котельный завод продать не удалось. "Адмиралы" не собирают. В Барнауле команда Банных купила завод "Трансмаш" и через какое-то время его перепродала. Еще бизнес Банных заключался в том, что он имел в Барнауле большую часть рекламных трассовых модулей, но, как выяснила Счетная палата, рассчитывался с бюджетом не слишком-то аккуратно. На Алтае Банных и его друзья устраиваются так, чтобы получить возможность, ничего не производя, извлекать деньги из кошельков рядовых граждан и из бюджета. Если данной системе придет конец, то это явно не повод для расстройства.

Часть намеков, которые позволял себе Анатолий Банных, посвящена некой теории заговора, каковую он также пытается теперь донести до людей. Так, на пресс-конференции Банных заявил: "Думаю, в этой истории очень мало белых пятен. Кроме того, что была прекрасная погода и мы неожиданно упали. И был лучший пилот в России. Это само по себе вызывает много вопросов. Очень странно, когда прекрасная погода, новый вертолет – 360 часов налета, лучший пилот – и он ошибается. Когда он летал на вертолетах, которые практически подлежали списанию, не ошибался, а тут… Все выглядит необычно".

Надо отметить, что если это и правда была диверсия, то избежать ее труда не составляло: следовало только не летать на охоту, не заниматься браконьерством. К тому же здесь Анатолий Банных вступает в противоречие с заключением Росавиации, в котором ясно сказано, что катастрофа вертолета произошла при его снижении на недопустимо малую высоту. Проще говоря, настреляв баранов, браконьеры начали их грузить. Вертолет опустился до предела – видимо, висел над склоном в двух-трех метрах, если не ниже. За штурвалом находился Пидопригора, начальник Горно-Алтайского авиаотряда, – он в нарушение инструкций занял кресло второго пилота. Возможно, его подвело именно умение летать на машинах, подлежащих списанию. Они все же ведут себя иначе, чем совершенно новый геликоптер. (Если пересесть со старых "Жигулей" на "Лексус" с иголочки, вряд ли сразу все пойдет гладко). По версии следствия вертолет задел хвостом землю, после чего и начал разрушаться.

Отметим при этом, что при постоянных призывах уважать память погибших сам Анатолий Банных именно на них свешивает всю вину. Охоту организовал Косопкин, лицензиями занимался Каймин, за штурвалом находился Пидопригора. При этом Банных не забывает называть этих людей своими друзьями – а чего, они ведь уже не ответят. Еще он сказал: "Очень бы не хотелось в связи с болью, которая причинена Наталье Косопкиной, семье Ливишина и прочим людям, придумывать какие-то новые факты и истории". Этот призыв адресовался прессе. Рассказывая же о том, как Косопкин сам организовал собственную смерть, Банных, видимо, полагает, что вдове это боли не причинит…

Фоторепортаж