Медленно, но верно оживает «Барнаултрансмаш»

00:00, 28 сентября 2013г, Общество 2319


Медленно, но верно оживает «Барнаултрансмаш» Фото №1

О причинах незавидного финансового положения и путях вывода производства на безубыточный режим «АП» рассказала директор по финансам и экономике предприятия Елена Малкина (на снимке).

– «Барнаултрансмаш» в недалеком прошлом гордость Алтайского края, последние годы, несмотря на годовые объемы производства под миллиард рублей, работал со стабильными убытками. Почему?

– Продукция «Барнаултрансмаша», предназначенная для нужд оборонки, уже не нужна в тех объемах, в каких была востребована в конце прошлого века. Необходимо адаптироваться к нынешним реалиям, но мешает инерция многих лет работы в режиме советской плановой экономики, когда главным показателем было выполнение планов производства. Реалии изменились, а на предприятии по инерции продолжали жить в уверенности, что его уникальный продукт все равно возьмут, и рынок сбыта начал сокращаться, а реструктуризация производства, сокращение непроизводительных затрат проводились бессистемно и медленно. Как результат завод работал с убытками.

Виктором Кадылкиным, директором Дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ», в структуру которого входит ОАО «Барнаултрансмаш», была поставлена задача работать по сокращению расходов. В стоимости продукта есть прямые затраты – это фонд оплаты труда рабочих, расходы основных материалов и комплектующих, которые прямо пропорциональны объему выпускаемой продукции, от них никуда не денешься. Но есть и другие расходы: топливно-энергетические ресурсы, ненужные транспортные издержки, содержание производственных площадок и прочее. Например, сейчас мы выводим из эксплуатации два корпуса, которые физически и морально устарели, но постоянно требовали огромных затрат на содержание, ремонт. Оборудование из них перемещаем на другие площадки, оптимизируя производственные циклы. Что-то из работающего на мазуте переводим на более дешевый энергоноситель – газ. Отходим от использования в производстве дорогого пара. Анализируем остатки инструмента в цеховых кладовых, материалов на складах и при необходимости продаем все, что для производства не нужно. То есть разработана комплексная программа, в которой более двадцати направлений сокращения расходов. Реализация этой программы уже дает определенные результаты. За восемь месяцев доля постоянных расходов в объеме выручки сократилась с 47 до 30 процентов. Если в 2012 году точка безубыточности по чистой прибыли составляла 81 двигатель, то за восемь месяцев 2013 года этот показатель уже 40 двигателей. Затраты на рубль произведенной продукции составили 98 копеек (в 2012 году – 113). То есть произошло реальное снижение себестоимости.

Наметился рост производительности труда. В силу специфики предприятия не буду называть натуральные цифры, но за семь месяцев реализовано продукции, равной по объему годовой реализации 2012 года. При этом рентабельность продаж вышла в плюс и составила 6 процентов.

– Елена Владимировна, можно сказать, что «Барнаултрансмаш» теперь работает в безубыточном режиме и рентабельность будет и дальше расти?

– Мы к этому стремимся. В плюс вышли относительно быстро за счет увеличения объемов производства, реализации и снижения постоянных расходов, которые лежали на поверхности. Дальше будет сложнее. Каждая копейка снижения себестоимости, каждый процент увеличения рентабельности – это большая, кропотливая и, в принципе, постоянная работа. Пока же необходимо до конца реализовать намеченную программу по повышению экономической и финансовой эффективности завода. Каждую среду мы собираемся своего рода штабом и наполняем эту программу конкретными предложениями.

Еще многое предстоит сделать по освоению передовых технологий для выпуска новой продукции, рациональному использованию оборотных средств, снижению дебиторской задолженности, расширению рынков сбыта нашей продукции.

– Но последний пункт, как мне кажется, зависит от объемов гособоронзаказа, ведь изделия гражданского назначения составляют всего 5-6 процентов от общего объема.

– Кроме российского оборонно-промышленного комплекса наша продукция продавалась и в настоящее время продается во многие страны мира, такие как Индия, Индонезия, в бывшие союзные республики – Казахстан, Туркменистан и другие. Тысячи и тысячи боевых машин в комплектации с нашими двигателями стоят на вооружении многих государств. Машины эти требуют модернизации, ремонта. За годы нестабильной работы завода какие-то потребители ушли – частично из-за ненадлежащего качества продукции, срыва договоров и сроков. Задача – вернуть их и привлечь новых покупателей. Сделать это можно, только эффективно реструктуризировав производство.

Осенью нынешнего года нам предстоит ответственный экзамен: Индия, с которой у «Барнаултрансмаша» давние и хорошо налаженные отношения, планирует модернизацию стоящей на вооружении в ее армии бронетехники и будет проводить тендер. На заводе уже подготовлено несколько образцов продукции для участия в нем. Конкуренты – очень сильные. Но конструкторы «трансмашевского» двигателя заложили в него такой потенциал, такие возможности для модернизации, что по всем своим параметрам он сегодня может успешно конкурировать с любыми образцами двигателей нового поколения.

– То есть ОАО «Барнаултрансмаш» оживает – медленно, но уверенно?

– Я думаю, это не будет преувеличением.

Василий Каркавин.

Фоторепортаж