На конференции в Белокурихе обсудят проблемы рынков зерна и муки

13:25, 26 февраля 2019г, Общество 1587


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Что происходит на рынках зерна и муки, какие проблемы его участники хотят обсудить в Белокурихе на 12 зимней Зерновой конференции, мы спросили у Валерия Гачмана, президента Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректора компании «Грана». И вот что поняли.

Рынок

Рынки сбыта у наших мукомолов в этом году не изменились, но стала сокращаться их емкость из-за перепроизводства.  Если три года назад алтайские зернопереработчики грузили в Поволжье, на Урал, на северо-запад страны, то в 2016 – 2017 годах излишек зерна был столь велик, что на всех местных рынках они не выдерживали конкуренции из-за высокого железнодорожного тарифа.

Каких-то новых льгот правительство не вводило, а издержки росли: электроэнергия и ГСМ, оборудование ежегодно поднимались в цене, необходимо было повышать зарплату. Как результат, сокращались объемы производства, рентабельность продаж и загрузка мукомольных мощностей. По-прежнему не работают «Барнаульская мельница», «Ключевской элеватор», мельницы компании «Пава» в Ребрихе и Михайловском. Правда, каких-то новых банкротств за последнее время не зафиксировано, как и существенных взлетов, если не считать открытия в августе 2018 года мельницы на Табунском элеваторе, который входит в АПК «Грана». 

«Но запустить мельницу и так же кнопкой расширить рынок сбыта – невозможно, – замечает Валерий Гачман. – Этот процесс занимает год, а то и больше. Конечно,  мы делали ее, рассчитывая на расширение сбыта в КНР, чем активно и занимаемся».

Многолетний опыт работы с Китаем дает понимание, что там быстро не договоришься, однако положительная динамика есть. На протяжении двух лет продажи в КНР растут, и сегодня предприятия Алтайского края ежегодно экспортируют в Поднебесную десятки тысяч тонн муки. Среди лидеров – «Алейскзернопродукт», «Беляевские продукты» и «Алтайские мельницы». Но эту стадию можно пока считать освоением рынка.

Три года рекордных урожаев в России вызвали колоссальный рост запасов зерна, которые серьезно давили на рынок, снижая цены. Однако в этом году тренд удалось переломить. Во-первых, в 2018 году в стране собрали зерна хоть и много, но меньше, чем в 2017-м 
на 20 млн тонн, при этом экспорт остался такой же активный, как и в минувшем сезоне. К тому же начали расти мировые цены на пшеницу. Эти факторы и привели к ее подорожанию в Алтайском крае почти вдвое – до 12,5 – 13 тыс. рублей за тонну, соответственно и муки до 18 тыс. рублей.

Алтайские переработчики почувствовали себя комфортнее. Это снимает угрозу дальнейшего сокращения посевов пшеницы в пользу масличных и бобовых культур.

Конференция

Как раз озвученные выше проблемы переработчики вместе с аграриями обсудят на XII Зимней зерновой конференции. Ведущий специализированный форум Сибири откроется уже 28 февраля и соберет лучших российских и некоторых зарубежных экспертов. В частности, будут украинские зернопереработчики, которые расскажут, как лучше работать с заграницей. Благодаря близости к морским портам те продают за рубеж в разы больше муки, чем россияне. Мукомолы из Незалежной торгуют со странами Африки, Ближнего Востока и обещают поделиться опытом.

От Минсельхоза РФ ожидаем замминистра Сергея Левина. Он отвечает за внешнеэкономическую деятельность,  и его присутствие на конференции было бы чрезвычайно важно.

«Уже стало очевидным для всех, что серьезных перспектив роста внутреннего рынка потребления мы в ближайшие годы не увидим, – считает Валерий Гачман. – Развитие животноводческой отрасли в последнее десятилетие не привело к существенному росту потребления зерна. Оказалось, что для производства мяса и молока не надо столько зерна, как ожидалось. Все рассказы про биоэтанол закончились. Мы нефтедобывающая страна, и тратить ценное зерно на производство топлива для автомобилей экономически невыгодно. Роста внутреннего потребления на хлебобулочные изделия тоже нет. Поэтому все планы по увеличению производства зерна в стране, и в Алтайском крае в частности, связаны с экспортом».

Слава богу, что в правительстве это понимают. Произвести зерно и выделить погектарные субсидии очень важно, но если в конце сельхозпроизводитель не сможет с выгодой продать свой урожай, то все усилия государства тщетны. Никакая погектарная поддержка или субсидии на покупку техники, ГСМ не смогут перекрыть тот ущерб, который получают крестьяне при падении цен в два раза или просто невозможности его реализовать.

В Правительстве РФ считают закупочные интервенции зерна  важным инструментом влияния на рынок, но далеко не гарантирующим решение проблемы перепроизводства. И главное, о чем нужно говорить, – это расширение внешних рынков сбыта. И в этом плане будет интересно спросить у Сергея 
Левина, какие реальные действия планирует предпринять правительство.

За последние годы переработчики научились производить продукцию, которая нужна в странах – потенциальных импортерах. Но им, во-первых,  мешают высокие железнодорожные тарифы. Их нужно существенно субсидировать. Еще дороже обходятся прочие услуги по использованию подвижного состава (аренда, подача, уборка вагона). В результате перевезти вагон муки до ближайшего пограничного перехода в КНР – станции Забайкальск обходится в 320 тысяч рублей. И те скидки на ж/д тариф, которые алтайские переработчики в свое время добились с помощью краевых властей, теперь свою роль в провозной плате потеряли.

Транспортировка до Питера удорожает каждую тонну муки на 3,5 тысячи рублей, до Забайкальска – около 2,5 тыс. руб., то есть составляет 14 – 20% в конечной цене продукции.

Другая проблема, которая мешает развитию экспорта, – это квотирование ввоза муки и зерна в Китай и даже в Монголию. Квота предоставляется в Китае только одной госкомпании, а на ввозимые сверх квоты зерно или муку предусмотрена пошлина в 60% от цены.

Проблему можно решить только в рамках межправительственных соглашений.

Валерий Гачман полагает, что если бы удалось снизить транспортные тарифы и тем самым обеспечить зернопроизводящим сибирским регионам дешевый выход к морю, то можно активизировать работу по экспорту в Индонезию, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, где для России нет импортных квот на муку. «Тихоокеанский рынок большой, поэтому мы эту работу и не ослабеваем, получив сертификат соответствия индонезийскому стандарту качества», – делится информацией гендиректор «Граны». Пока отгрузки идут небольшие, периодические, потому что в Джакарту приходится везти муку через ближайший от Барнаула порт в Питере, что очень дорого. Но и ввод в эксплуатацию зернового терминала на Дальнем Востоке не расширит существенно объем экспорта без снижения ж/д тарифа, считает эксперт.

Новости партнеров
Фоторепортаж