В барнаульской «Шишковке» состоялся концерт заслуженного артиста РФ Николая Забруцких

09:41, 02 июня 2024г, Культура 976


Фото: Юлия Нифонтова
Фото: Юлия Нифонтова

В краевой библиотеке им. Шишкова прошел концерт нашего земляка, лауреата всесоюзного фестиваля искусств, заслуженного артиста РФ Николая Забруцких.

Двадцатый век

Тем, кто застал эпоху советской эстрады, не нужно объяснять, что она была многоплановой. Помимо песен, на концертах были выступления жонглеров, «каучуковых» женщин и, конечно, артистов разговорного жанра, которые блистали искрометным и вместе с тем утонченным юмором, заставлявшим людей думать, переосмысливать свое поведение и все, что происходило вокруг.

Возвратиться в советский юмор 20-го столетия позволил алтайским зрителям Николай Забруцких.

Он прочел несколько забавных и поучительных монологов из мира взрослых и детей. Раньше для эстрадных артистов разговорного жанра писали талантливые авторы. Часть репертуара Николая Алексеевича сформировалась благодаря Игорю Виноградскому – автору сценария фильма «Голова профессора Доуэля».

– Я до сих пор пользуюсь текстами ленинградских авторов, тогда они много писали для эстрады. И юмор был добрый, – считает артист. – Хотя был один случай, когда известный поэт Евгений Евтушенко все же на меня обиделся. Я опубликовал свою пародию о нем, и с тех пор для меня все редакции закрылись. Поэт был очень влиятельным человеком, – вспоминает Николай Алексеевич.

В составе филармонических коллективов разных областей Николай Забруцких объехал всю Россию, где его судьба свела с самыми известными людьми 20-го века. С некоторыми из них он работал на одной сцене. В чем секрет успеха этого человека? Он не был родом из артистической семьи. Родители Николая Алексеевича были простыми людьми. Паренек закончил тальменскую музыкальную школу, затем барнаульское музыкальное училище.

– Я еще разговаривать плохо умел, а уже на дедовом дымаре (дед у меня пасечником был) «играл». И мне купили гармошку, потом я и баян освоил. Шпарил так, что без меня не обходилась ни одна школьная агитбригада, ни дворовые посиделки, ни семейные торжества, – рассказывает он.

Поступать решил в Ленинградский институт культуры на режиссерское отделение, потому что хотел увидеть хоть одним глазом Георгия Товстоногова.

– Это мой кумир. Мечта сбылась. Юрий Аскинадзе, который для меня писал тексты, был вторым режиссером в БДТ. Он позвал Товстоногова в гости, и я угощал их своим коронным блюдом – чебурениками, это что-то среднее между чебуреками и варениками. Знаменитый режиссер ел и нахваливал. Довелось побывать у него на репетиции, в то время он как раз готовил спектакль «Аврора». Товстоногов сидел в своем кресле, курил «Беломор», вдруг как закричит: «Стойте, замрите!» Осветители в это время выстраивали софиты над сценой, и совершенно случайно из света получился контур «Авроры». На премьере, когда открылся занавес, все увидели светящийся легендарный корабль, зал аплодировал стоя.

Дипломный спектакль Николай Забруцких выпускал в музыкально-драматическом театре Республики Коми. В это же время сыграл главную роль в чеховском «Медведе», Ганса из «Непокорённой». Был задействован в спектакле «Маленькие комедии большого дома».

– Меня оставляли в театре вторым режиссером с перспективой стать первым, я не придал этому значения, подумал: Товстоноговым мне не быть, а по-другому не имеет смысла, и стал эстрадным артистом.

Тальков и Высоцкий

С Игорем Тальковым Николай Забруцких работал шесть лет сначала в коллективе «Поморы» в Архангельской филармонии, затем вместе с ним перешел в «Вечное движение» в Коми республиканскую филармонию.

– Музыкальная группа в Архангельске была сильная: две трубы, два саксофона, два тромбона... Когда бас-гитарист заболел, наш руководитель Владимир Петров (основатель ленинградской «Лиры») пригласил на его место Игоря Талькова. Тогда Тальков еще не пел. А бас-гитарист он был от бога, даже знаменитый испанский певец Мичел, когда приезжал в Россию, звал его поиграть в своей группе. Тальков – уникальнейшая личность. Музыкальное училище не окончил. Сказал, что там ему уже больше нечему было учиться. И это правда. Профессионалы высочайшего класса не могут сочинять музыку без инструмента. Игорь садился и писал мелодию на коленке. Программы «Поморов» были насыщенные, я делал много пародий на Зыкину, Сличенко, Магомаева, Полада Бюльбюль оглы, Луи Армстронга, Билла Чейза. Приходящие музыканты говорили, что в коллективе атомный конферансье. Когда музыканты собирались на свои посиделки, звали меня, чтобы я с ними попел Мика Джаггера, Билла Чейза, – вспоминает артист.

Из Архангельской филармонии Николай Забруцких вместе с Тальковым перешел в Коми республиканскую. Петров тоже через какое-то время туда перешел. С коллективом «Вечное движение» они объехали все крупные города России.

В период работы в Приморской филармонии Николаю Забруцких посчастливилось встретиться с Высоцким.

– Высоцкий пару дней гостил у нас в квартире. У него был концерт в Находке на заводе, и я его уговорил поехать к нам во Владивосток. Послушать Высоцкого пришло много наших друзей. Всю ночь я записывал песни, анекдоты, истории в исполнении Высоцкого. Я ему несколько своих вещей показал. Он даже сказал, что если бы меня слышал Брежнев или Сталин, я бы получил их премию. Бобину с записью выпросил у меня переписать знакомый, так она и ушла в никуда, – вспоминает Николай Алексеевич.

На сцене

Прежде чем получить право на сольные концерты, артист много лет отработал в сборных программах. Он всегда любил живое общение со зрителями, отвечал на их вопросы и записки без подготовки.

– Однажды пришлось выступать в Одессе. Меня предупреждали, что там нужно держать ухо востро, но я не придал этому значения. Концерт начался, кто-то из опоз­давших, пригибаясь, проходит на свое место через весь зал. Я ему: «Вы не волнуйтесь, проходите, пожалуйста, мы подождем. Это ничего, что нас здесь больше тысячи». Он сел на место и произнес громко: «Такие дорогие билеты и такие дешевые хохмы». Зал замер, мне нужно было сообразить, что сказать, я задал ему вопрос: «Повторите, товарищ, что вы сказали? Я не расслышал». Он опять громко проговорил: «Гусь свинье не товарищ». И тут я созрел: «В таком случае я полетел». Возвращался я уже под аплодисменты, опоздавший тоже аплодировал. Однажды с буриме казус вышел. Зрители мне говорят рифмы, а я выдаю готовые стихи. Как всегда спрашиваю: в стиле какого поэта вам сочинить? Обычно кричат: Пушкин, Есенин, Лермонтов. А тут всего один голос и так громко прозвучал: Роберт Бернс. Как-то я, конечно, выкрутился. Потом досконально его поэзию изучил, что-то даже выучил наизусть, – рассказал Николай Алексеевич.

А вот высшую ставку эстрадного артиста он получил довольно рано, на заре своей эстрадной карьеры, когда работал в Коми республиканской филармонии. Николай Забруцких отработал начало первого отделения концерта на коми языке.В это время в зале сидел министр культуры республики.

– Он спросил после концерта у руководства, сколько я получаю за выход, ему ответили – 12 рублей. Он сказал: «Мало». И мне сделали максимальную ставку:
16 рублей. За месяц набегало 380 рублей. Для сравнения: зарплата инженера была 120 рублей, – рассказал Николай Забруцких.

Как-то во время гастролей ему пришлось выступать в порту «Восточный».

– Я решил спародировать знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова. Часть текста озвучил, и так как это был стадион, звук начал возвращаться через некоторое время ко мне. Сложно было говорить, я не слышал себя. Под конец выступления взмок, пиджак хоть выжимай. Второй раз когда на стадионе выступал, уже одну колонку на себя направлял, чтобы эхо не мешало, – рассказал он.

В 2000-е годы артист работал в Алтайской филармонии.

– Тогда я уже получил право на сольные концерты. Это произошло после того, как я объехал с выступлениями всю советско-китайскую границу. Для военных пел бесплатно, ну а в населенных пунктах зарабатывал, – говорит он.

У Николая Забруцких прошло много концертов как в Барнауле, так и в селах Алтайского края.

– Приходилось выступать в таких сельских клубах, где и двери настежь, мухи и пчелы на сцену залетали. Но я такой опыт считал полезным. Прежде чем ехать с программой по городам, надо обкатать на небольших сценах. Даже один левый концерт дал, правда всю выручку конфисковали, – говорит артист.

Параллельно с выступлениями на сцене он еще успевал писать. Его книга стихов для детей «Командир» вышла в «Лениздате». По тем временам гонорара хватило на то, чтобы купить машину. В 2000-е годы трудился у предпринимателя литературным рабом.

– Мне платили 70 рублей за страницу, это был солидный заработок. Под чужим именем вышло пять романов, – рассказал он.

Сейчас Николай Забруцких готовится выпустить книгу под своим авторством «Я вам звоню», в которой будут и проза, и стихи. Мечтает он и о своем концерте в филармонии. Будем надеяться, что и это ему удастся.

Фоторепортаж