В алтайской школе мальчиков и девочек будут учить раздельно

12:58, 10 мая 2016г, Образование 1385


1
1

Экспериментальные классы раздельного обучения скомплектованы в Бийской школе № 20. Пилотный проект пока распространяется только на первоклашек.

1 сентября за парты сядут дети четырех параллелей 1-х классов, причем в две из них родители написали заявления заранее, по 18 - в каждый из раздельных, для мальчиков и девочек. Бийск оказался первым на Алтае, идею он подхватил вслед за Москвой, Питером, Башкирией, Ставрополем, Красноярским краем, Новосибирской областью…

По словам директора бийской школы № 20 Елены Вирбицкас, этот необычный для современной системы образования опыт можно будет транслировать и на другие ступени школы, если эксперимент окажется удачным.

При этом она предупреждает сразу: ни о какой «ломке» сложившейся системы образования речь не идет. Современная концепция раздельных классов вообще разительно отличается от прежних моделей, начала и середины ХХ века. Сейчас они учатся в стенах одной школы, во внеурочную и внеклассную деятельность вовлечены и мальчики, и девочки. Изоляции, которая беспокоит мам и пап, здесь нет.    

- Прежде, чем решиться на такой эксперимент, мы изучили опыт школ России, результаты их учебной деятельности. Качество образования только выигрывает, если педагог работает с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек, -  уверена Елена Викторовна.- Мы не собираемся реконструировать мужское реальное училище или институт благородных девиц, как не оспариваем и принципы равноправия мужчины и женщины, которые лежат в основе совместного обучения. Наша задача - формировать личности детей в соответствии с их социальной миссией. Эмансипация - эмансипацией, но женщина не должна забывать о своей роли, а мужчина - оставаться ее силой и опорой. Проект не только образовательный. В перспективе, он направлен на укрепление института семьи как основы общества.

Свое отрицательное отношение к подобному опыту уже высказал известный на Алтае психолог, кандидат психологических наук Владислав Залевский. По его мнению, дети должны нарабатывать навык общение с противоположным полом вместе, а не раздельно друг от друга.

- С одной стороны, однородная гендерная среда комфортна как для девочек, так и для мальчиков. С другой, мужчина становится мужчиной рядом с женщиной, и наоборот. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек. В условиях искусственной изоляции им не узнать, что такое кровь из носа, а они должны это знать. Как эксперимент, в нашей канонической культуре такой класс в обычной школе, наверное, имеет право на существование. Но, на мой взгляд, идея бесперспективна - считает Владислав Генрихович.

Елена Вирбицкас в качестве контраргумента выдвигает свои доводы. Многие проблемы взрослых, по ее мнению, начинаются в «смешанных» школах, когда разница в поведении, психологии и особенностях усвоения материала не позволяет мальчикам и девочкам раскрыться полностью, становится «спусковым крючком» комплексов. Педагог приводит лишь некоторые различия, которые невозможно учесть при унифицированной методике преподавания. Несовпадающие фазы активности на уроках, степень усидчивости, подходы к освоению нового. Так, исследователи-мальчики оперируют логикой, девочкам же проще следовать известному алгоритму, схеме, применяя ее для решения типовых задач. Кроме всего прочего, подмечено, что в гендерно-однородных классах дети болеют в 2-3 раза реже, чем в смешанных. Специалисты связывают этот факт с уменьшением количества стрессов.

Напомним, что в нашей стране было несколько периодов внедрения раздельного образования. Так, оно практиковалось в учебных заведениях Российской империи, но в мае 1918 года РСФСР перешла на обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, для устранения неравноправия женщин и мужчин. В 1943 году в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столицах союзных республик, областных, краевых и крупных промышленных центров снова «развели» школьников по гендерному признаку. Спустя 10 лет постановлением Совмина СССР совместное обучение мальчиков и девочек было снова восстановлено во всех учебных заведениях. Нынешний опыт Бийска не предполагает полной гендерной изоляции. Приживется ли он, покажет время.

Фоторепортаж