В Славгороде на базе лицея открыли детский сад

09:15, 07 сентября 2016г, Образование 1604


1
1

26 августа 2016 года в Славгороде состоялось открытие нового детского сада на 60 мест, уникального тем, что расположен он на базе лицея № 17. К опыту славгородских коллег уже присматриваются педагоги муниципалитетов края.

Из лимона – лимонад

Лицей – базовая методическая площадка для школ Славгородского куста, учебное заведение с крепкими традициями патриотического и духовно-нравственного воспитания детей. С началом нового учебного года полку из 600 с лишним лицеистов прибыло. «АП», побывав на новой площадке, стала свидетелем того, как славгородцы из лимона лимонад сделали.

Когда из-за аварийного состояния здания в городе закрыли детский сад № 34, у родителей и педагогов добавилось головной боли. Было ясно, что не получится сразу попасть в сверстанную краевую программу реконструкции детских дошкольных учреждений. Малышей распределили по другим ДОУ города. Тем временем Людмила Подгора, председатель комитета по образованию администрации Славгорода, высказала идею. Почему бы не переоборудовать под нужды дошколят часть здания начального звена лицея № 17?

– Рад бы сказать, что работа закипела, – вспоминает директор лицея Сергей Харченко, демонстрируя новые, с иголочки детсадовские интерьеры. – Но у нас все было куда горячее и интенсивнее. Да, наша материальная база и технологические возможности позволяли разместить две детсадовские группы, 60 малышей, на 2 этаже блок-пристройки. Но ремонт не начнешь во время учебного года или итоговой аттестации. Это школьная специфика. На все строительные работы, отделку и обустройство помещений нам было отпущено два месяца – июль и август. Я просто жил это время на площадке, впрочем, как и мои коллеги. Работали без выходных и отпусков, но успели. Когда на открытие нового детского сада приехали почетные гости, группы уже обживали малыши. Председатель АКЗС Иван Иванович Лоор не сразу поверил, что мы сделали всё своими силами и муниципальным ресурсом.

Фантастика? Подвиг местного значения? Называйте как хотите, да только есть теперь в лицейском детском саду отвечающие строгим стандартам Роспотребнадзора и пожарных служб уютные спальни и игровые зоны,  мебель, рассчитанная на возраст дошколят, развивающие комплексы. Из аварийного ДОУ № 34 сюда вслед за малышами пришли внимательные воспитатели Надежда Прудеус, Валерия Рудь, Луиза Пятакова, Вероника Агеева. Проект обошелся местному бюджету в 158 тысяч рублей. Плюс 50 тысяч из резерва лицея да помощь предпринимателей Славгорода и самих педагогов, работавших летом на правах волонтеров. Содержание ребенка в группе полного дня обходится семье в 1460 рублей в месяц. Нагрузка на бюджет, муниципальный и краевой, не выросла. «А голова человеку на что? Если ты не только директор, но и менеджер, администратор, то выживешь в условиях даже самого напряженного бюджета», – поясняет Сергей Харченко. Влажная уборка в группах, к слову, проводит техперсонал лицея, школьный завхоз взял детсадовцев под свое крылышко. Обошлись и без ставки старшего воспитателя-методиста. Его функции выполняет заместитель директора по УВР, благо есть у нее навык работы в дошкольном звене.

«Щи да каша»

Не было бы счастья, как говорится… Но, по словам главы администрации города Виктора Кинцеля, энтузиазм педагогов, благодаря которым у города появился новый детский сад, обернулся и новыми проблемами:

– Войти с этими группами в краевую программу реконструкции детских садов сразу не удалось, нам сказали открытым текстом: «Вы не детский сад, вы – школа». То есть ответственность за дошколят мы несем полную, а финансы – это только наши проблемы. Правовые, я считаю.

Председатель АКЗС Иван Лоор уверен, что они решатся, когда парламент примет соответствующий нормативный документ. Славгородцам Иван Иванович настоятельно рекомендовал сформулировать запрос для депутатов, чтобы те решили вопрос на законодательном уровне, в масштабах региона:

– Сама идея объединения, когда руководители учреждений, предприниматели действуют в одной связке с властью города, весьма достойна. Если ресурс учебного заведения позволяет принять на свою базу самых маленьких – это разумный формат. Ребенок в коллективе, ему здесь тепло и комфортно. Со временем он плавно перейдет в школьное звено.

К слову, само типовое здание лицея было построено по инициативе почетного гражданина Славгорода Василия Дементьева, в 80-х годах ХХ века председателя горисполкома. С тех пор здесь сохранили лучшие традиции воспитания в детях чувства ответственности за свою малую родину, их не тронула коррозия спорных образовательных реформ.

90% лицеистов поступает в вузы края, есть среди них и те, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, и победители федеральных конкурсов научно-исследовательских работ. Условия, в которых учатся ребята, – лучше не бывает. Свежая плитка вместо затертого линолеума, новая сантехника в туалетах. Медицинский кабинет – лучший в крае. Пищеблок оборудован современными жарочными шкафами и пароконвектоматами, благодаря этому 96% лицеистов питаются правильно, по принципу «щи да каша – пища наша». Не в обиду будь сказано местным медикам, низкий уровень детской гастроэнтерологической заболеваемости – это в большой степени заслуга педагогов, организовавших все толково, по науке. Открыта продленка, удобная для работающих родителей. Но школа – это не только материальная база качественного учебного процесса. Воспитание – вот без чего не представляет себе лицея его директор С. Харченко. С такими установками пришел он сюда 20 лет назад выпускником Барнаульского педуниверситета. Они не подвели его ни разу.

Есть в лицее свой краеведческий музей. Есть мемориальная доска, открытая в честь погибшего при исполнении служебного задания милиционера Алексея Кащавцева, ученика школы. А входящего встречает икона Казанской Божией Матери – учебное заведение поддерживает тесные связи со Славгородской и Каменской епархией. В учебном расписании значатся уроки православной культуры, а вопрос о целесообразности такого предмета в программе, увы, уже избитый, вызывает недоумение родителей и педагогов. Уроки, на которых дети знакомятся с историей государства Российского и личностями, оставившими в ней заметный след, нужны новым гражданам страны не меньше математики и русского языка.

О том, что такое достойный уровень нравственного и патриотического воспитания, рассказал Иван Лоор, вспоминая, как в 2014 году в Славгороде открывали памятник в канун 25-летия вывода наших войск из Афганистана:

– В феврале уже нет сильных холодов, а в этот день мороз под сорок ударил. Если честно, я думал, что на церемонию придут лишь представители властей города. Но собралась полная площадь людей. Дети стояли с красными щеками. Иногда общество само себе идолов создает. А тут – память народная.

– Я не люблю слова «кластер», но оно самое точное, если надо подчеркнуть преемственность поколений, форм воспитательной и образовательной работы, – продолжает тему Сергей Харченко. – Долгие годы считалось, что школа должна давать только образование, главное – ЕГЭ и успеваемость. Так мы едва не потеряли целое поколение ребят. А как же любовь к Родине? Знание родной культуры? Лицей, ставший родным домом теперь и для малышей, сохраняет все эти направления. Мы открыты и готовы делиться своим опытом с другими территориями края.

1 сентября на торжественной линейке детсадовцы стояли рядом со своими старшими друзьями. Они еще не знали, какая радостная, полная открытий жизнь ждет их в стенах одного из лучших лицеев края, но уже вполне ощущали себя его неотъемлемой частью.

Фото: Владимир Бекк

Фоторепортаж