Студент из Алтайского края вошел в пятерку лучших на WorldSkills Kazan 2019

18:33, 30 августа 2019г, Общество 1446


1
1

На этой неделе завершился 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills, который впервые за свою долгую историю прошел в России. В Международном выставочном центре «Казань Экспо» собралось 1300 участников из 63 стран и регионов (свои собственные команды представили отдельные части Китая). Они состязались в 56 основных компетенциях – от плотницкого дела до изготовления прототипов, от парикмахерского искусства до мобильной робототехники и от хлебопечения до графического дизайна.

Кроме того, по инициативе России в этом году в параллельной программе чемпионата впервые прошли соревнования по 25 так называемым компетенциям будущего – Future Skills. В одной из них, напомним, принял участие выпускник Алтайского промышленно-экономического колледжа Алексей Дьяков. И хотя ему не удалось занять призовое место (в его компетенции вручили золотую и две серебряные медали, Алексей оказался четвертым), выступление нашего участника признают успешным – хотя бы с точки зрения совсем маленького опыта участия в такого уровня чемпионатах.

Всё для публики

Когда говорят, что чемпионаты WorldSkills популяризируют рабочие профессии, это нужно понимать буквально: все четыре соревновательных дня за участниками постоянно наблюдали десятки тысяч зрителей всех возрастов. Кстати, билеты распространялись совершенно бесплатно, их только нужно было заранее заказать в Интернете. А уж рекламой соревнования была завешана вся Казань!

Каких нервов это стоило молодым ювелирам, поварам и сварщикам, решавшим в это время сложнейшие задачи, остается только догадываться. Для зрителей было два табу: не контактировать с конкурсантами и не фотографировать их со вспышкой. В остальном на площадки, огороженные красными ленточками, то и дело накатывали волны экскурсий (как сообщила нам одна из волонтерок чемпионата, только в составе организованных групп школьников и студентов WorldSkills должны были посетить около 40 тысяч зрителей со всей России).

– Впечатления? Это очень круто! Здесь созданы все условия, чтобы ребята могли показать свои возможности и продвинуться в профессии, – поделился с нами третьекурсник Алтайского транспортного техникума и будущий автомеханик Александр Васильев, посетивший чемпионат в составе алтайской делегации. – Главное, много зрителей, всем это интересно. Значит, движение WorldSkills в России развивается, это очень хорошо. Например, мне участие в нем дало большой опыт, возможность показать себя и поработать на оборудовании, с которым я до того не имел дела.

А второкурсница Барнаульского педколледжа Светлана Шевченко, поучаствовавшая в нашем региональном чемпионате как юниор, сожалеет лишь о том, что ее компетенция «Специальное дошкольное образование» не представлена на мировом уровне, а значит, пока нет возможности попасть на такой форум в качестве участницы.

– Хотелось бы поблагодарить организаторов и Министерство образования нашего края, которые дали нам возможность увидеть чемпионат в Казани своими глазами. Здесь очень гостеприимные люди, светлые и доброжелательные, и нам все очень понравилось! – говорит Светлана.

Профессия как зрелище

В рейтинге самых привлекательных компетенций, если бы таковой решили составить, лидерство наверняка захватила бы флористика: к ограждению, за которым участники создавали свои композиции, было трудно подобраться. Впрочем, жгучий интерес публики вызывали и такие прозаические вещи, как облицовка плиткой или электромонтаж. Превратить свою работу в аттракцион удалось, например, участнице компетенции «Ресторанный сервис» из Намибии, которая привнесла в сервировку стола национальный колорит.

– А это что, сварка? – спрашивает одна зрительница перед витриной с металлически поблескивающими композициями с шестеренками на тему «Формулы-1».

– Да нет же, это кондитерские изделия, тут все из сахара! – отвечает ей эксперт.

Все ахают и сперва сомневаются. Такие сцены можно было наблюдать перед каждой соревновательной площадкой. Но чаще всего именно в кластере Future Skills. Там всем желающим предлагали примерить шлем виртуальной реальности, собрать дрона или сыграть в настольный футбол с передовым японским промышленным роботом (выиграть было непросто).

– Смотрите, датчики электроэнцефалографа мы крепим на голову, потом отслеживаем сердечный ритм – он обеспечит защиту. Например, если нейропилот робота начнет волноваться или устанет, мы определим это по сердцу и отключим всю систему, – эксперт по компетенции «Проектирование нейроинтерфейсов» Павел Отто объясняет, зачем участникам понадобился волонтер, облепленный проводами и датчиками. – Сделав пять функциональных проб, мы потом проводим пять эмоциональных – предлагаем волонтеру сосредоточиться на некоторых событиях. Сразу открою вам страшный секрет: нейропилот, управляющий роботом, никогда не думает о движении. Он думает о сфере в своей голове, о ментальной точке, о луче, уходящем в бесконечность…

– А где вообще могут пригодиться такие технологии и специалисты? – спрашиваем эксперта.

– Это пришло из медицины: управление протезами или инвалидной коляской, когда человек полностью обездвижен, но мозговая активность сохранилась. А сейчас… простите, сейчас мы будем встречать Татьяну Голикову!

Сначала – богатство, потом – образование

Зампред российского правительства по вопросам социальной политики Татьяна Голикова стала одним из спикеров обширной деловой программы WorldSkills, предназначенной для управленцев. Кроме того, участие в сессиях приняли президент WorldSkills International Саймон Бартли, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, представители министерств образования разных стран и крупнейших компаний-партнеров чемпионата.

Настоящий аншлаг собрала в концертном зале экспоцентра дискуссия американского писателя и ученого Николаса Нассима Талеба и спецпредставителя президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрия Пескова (не путать с пресс-секретарем президента РФ!). Нассим Талеб – бывший биржевой трейдер, а ныне профессор, математик и статистик, снискавший мировую известность благодаря экономическому бестселлеру «Черный лебедь». Основная сфера его научных интересов – влияние случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю.

На конференции WorldSkills он отстаивал преимущество метода проб и ошибок перед университетским образованием. Даже гарвардским. «Наука важна – для выходных. Но в понедельник утром мы должны начать работать руками», – утверждал Талеб.

– В Америке наиболее живое и подвижное место – Кремниевая долина в Калифорнии, где люди как раз занимаются пробами и ошибками. Там многие просто вылетели из университетов, не окончив их, – рассказал Нассим Талеб. – И чем чаще они ошибаются и проваливаются, тем выше это ценится. Калифорния держится на этом! И питает своими идеями весь мир. Где самый высокий уровень банкротств в мире? В Кремниевой долине.

«У нас часто есть иллюзия, что образование приносит богатство, но это не так: преобладает метод проб и ошибок, – настаивает Талеб. – Долгое время Швейцария была богатейшей страной в Европе, но с самым меньшим числом выпускников университетов. Это не значит, что они были необразованны. Просто там было большое количество технических профессиональных навыков: высококвалифицированные водопроводчики, столяры, рабочие. И когда они разбогатели, то решили: «Хорошо, давайте теперь будем готовить профессоров» – и стали тратить больше денег на университеты. Так что сначала богатство, потом образование».

Резюмируя, он посоветовал молодым людям после школы лет пять поработать в качестве ученика на производстве, приобрести практический опыт и только потом идти в университет, поскольку тогда обучение в нем будет более полезным. «Идея в том, чтобы у молодежи был период жизни, когда она начинает брать на себя риски, оттачивает практический навык выживания, несет за себя ответственность. Все ошибки в этот период будут дешевыми и пройдут быстро».

Какой в этом смысл?

Алтайская делегация в составе представителей исполнительных и законодательных властей и директоров колледжей старалась посетить все сессии и мероприятия деловой программы.

– Там обсуждается профессиональная подготовка и переподготовка будущего – то, что всех нас ждет в дальнейшем, – рассказала «АП» директор Алтайского транспортного техникума Инна Павловская. – Все сессии – англоязычные, у нас есть переводчики, так что мы хорошо понимаем друг друга. Свой опыт представили и Росатом, Ростех и другие крупные корпорации, которые являются партнерами чемпионата. Они рассказали о своей кадровой политике и системе подготовки, которая идет совместно с колледжами.

– Ваш техникум является специализированным центром компетенций WorldSkills в Алтайском крае. Что вы наметили с учетом всего увиденного здесь?

– Мировой чемпионат – это даже не национальный уровень, который уже нам знаком. Мы тут увидели оборудование, которого не было на национальном этапе, нет его, естественно, и у нас в техникуме. И сегодня я познакомилась с президентом канадской компании, которая поставляет макеты автомобилей, в которые можно вносить специальные неисправности, – то, что нужно для нашей компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Макеты позволят вносить заранее запрограммированные дефекты, что исключает человеческий фактор. Так что нам уже нужно думать о приобретении такого оборудования, чтобы соответствовать мировому уровню.

Инна Павловская отмечает поддержку краевых властей: «Они с нами здесь, все видят сами и готовы строить планы на будущее».

– Внимание к системе профобразования в последние годы существенно выросло, особенно с введением новых требований к обязательному демонстрационному экзамену. И серьезно обновилась материально-техническая база в ведущих образовательных организациях, – говорит председатель комитета по социальной политике краевого Законодательного Собрания Татьяна Ильюченко. – Это существенное вложение бюджетных средств, и нам нужно было понять, для чего это делается. Надо сказать, что я не одна из Заксобрания здесь, – как работодатель здесь побывал по собственной инициативе депутат и руководитель ДСУ-4 Николай Данилин. А мы ведь давно говорили о важности связи работодателей и образовательных учреждений. В принципе, на конференции мы поняли, что проблематика в системе профессионального образования во всех странах примерно одинаковая и мы здесь, в общем, не уникальны. И важной задачей остается повышение престижа рабочих профессий.

Фото WorldSkills

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж