Снег. Улица. Сугроб. Лопата

13:45, 23 января 2015г, Общество 1915


1
1

Зима играет с человеком, а человек играет на лопате. Под таким лозунгом в Барнауле пережили потепление 17-18 января сотни автовладельцев, в том числе и ведущий страницы «Дорога и мы».

Личный опыт. Экстрим

Между Ленинским проспектом и улицей Шипуновской есть безымянный проезд, слева от которого в два ряда стоят одноэтажные гаражи. Между этими гаражами почему-то любят проскакивать таксисты, да и простые водители то и дело проезжают здесь к Новому рынку. В общем, оживленное место. Когда установился небольшой морозец, все как-то образовалось. Но в конце прошлой недели потеплело и этот участок стал чем-то вроде Бермудского треугольника. С тем только отличием, что машины тут не пропадали, а попадали. Колея провалилась. Малолитражки садились на брюхо. Машины побольше и повыше разметывали снег до льда, и тут уже им не помогали ни шипы, ни «липучка».

Суббота, 17 января, началась с того, что я пошел на Новый рынок и купил себе лопату – решил в меру сил выровнять площадку перед гаражом для свободы маневра. Лопата что надо – с коротким черенком, ручкой, железным заостренным штыком! Возможность обновить покупку представилась сразу, как только я пришел к гаражам: в колее сидел «Форд»! Не седан, а кроссовер, как потом выяснилось, 4WD. Видимо, понадеявшись на полный привод, водитель решил из колеи вывернуть налево и – сел. Судя по снежным бурунам возле передних колес, водитель проявил упорство, но машина от этого только села глубже. «Форд» был пуст. Но довольно скоро водитель прибежал – оказывается, бегал покупать трос. Сосед по гаражу, обладатель джипа «Мицубиси», заехал вперед и вырвал «Форд» из колеи как зуб.

Но мы не знали еще, что это только начало! За те три часа, которые я занимался снегоуборкой, вытаскивать пришлось пять машин. Толкали и выкапывали какого-то таксиста. Потом какую-то машину вытащил проезжавший через двор старый «уазик». В середине этого веселого дня в колее, сантиметров пятнадцать недотянув до вычищенного мной места, села на брюхо «Киа». Водитель имел при себе саперную лопатку и этим несерьезным инструментом пытался расколоть взявшуюся льдом массу под брюхом своей машины. В конце концов пришлось снова призывать на помощь соседа с «Мицубиси». Он вытащил и эту машину и тут же от греха подальше уехал.

Тут в проезд со стороны Нового рынка сунулся серебристый «Рено»-седан и сразу сел на брюхо. Толкать его было бесполезно. Водитель грустно рассказывал, что вот раньше у него был «Рено» другой, повыше, «горя не знал». В конце концов его выдернул кто-то из тех, кто ехал следом по этим же дворам, дотащил задом до двора дома на пр. Ленина, 96, но там при попытке развернуться «Рено» забуксовал вновь, выворотил колесом целый сугроб и снова безнадежно сел на брюхо. Водитель созвал мужиков, машину вытолкали руками.

Все это – за те три часа, которые я занимался снегоуборочными работами. Накопавшись и натолкавшись, я ушел, и сколько там еще буксовало народу, не знаю.

Но, выйдя на улицу поздно вечером, я обнаружил засевший в колее на брюхе «Форд-Фокус»! Без хозяина! Побуксовав, хозяин его бросил!

А «Форд-Фокус» стоял в колее почти сутки. Только после восьми вечера 18 января, когда я пошел ознакомиться с трассой – все же утром в понедельник на работу! – с удивлением увидел, что «Форд» утащили. Вот был-был – и нет! Настоящий фокус! Сосед Иван потом мне этот фокус разъяснил: за «Фордом» приехала какая-то женщина на джипе БМВ и утащила «американца» на «немце».

Вечером в понедельник ехал с работы, свернул на Новом рынке в наш проулок и – не поверил своим глазам! Проезд вдоль четырех девятиэтажек оказался прочищен трактором! Это, честно говоря, был праздник какой-то. Только между гаражей так и осталась колея и в проезде от Ленинского до Шипуновской опять буксовала машина – там никто ничего не почистил. Заехав в гараж, я пошел выталкивать беднягу – уж шоферскую взаимовыручку никто не отменял…

Муниципалитет

16 января администрация Барнаула сообщила: «Снегоуборочная техника справляется с объемом работы, все основные магистрали расчищены». В этой же заметке признавалось, что «проблемы остаются на поперечных улицах, где уже образовалась значительная колея. Усилия сейчас будут направлены именно туда».

Руководитель комитета по информационной политике городской администрации Станислав Тетерятник прокомментировал ситуацию так:

– В Барнауле сейчас есть 270 единиц снегоуборочной техники. Где-то есть логистические сбои, влияет на ситуацию перегруженность города транспортом. Если представить, что транспорта в городе нет, то очистить его за три дня даже от большого снега не вопрос. Но грейдер идет – а на парковке машина. Он ее объезжает. И так раз за разом. Поэтому очистить город от снега в том ритме, какого от нас ждут люди, невозможно. Есть проблема недофинансирования – мы уже залезли в средства, предусмотренные на будущую зиму, так как нынешний объем осадков катастрофически большой. В каждом районе определены и согласованы с природоохранными органами полигоны для вывоза снега, но они уже переполнены, и надо согласовывать новые площадки. Да, чистить город от снега – обязанность муниципалитета. Но почему за кадром остаются другие субъекты этого процесса? Есть же дворы и придворовые территории. Это забота управляющих компаний. Если кто-то купил муниципальную собственность, то это не только дает ему права, но и налагает обязанности. От крупных торговых центров – «Мария-Ра», «Холидей» – снег просто сдвигают на дорогу. Да, им выписывают штраф, но заплатить его дешевле, чем организовать вывоз…

КСТАТИ
Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, предлагает усилить ответственность муниципальных чиновников за работу коммунальщиков по уборке снега и наказывать мэров вплоть до увольнения. Об этом 13 января сообщили «Известия».

*   *   *

Каково сейчас в барнаульских дворах? Несколько барнаульцев по нашей просьбе дали оценку дорожной ситуации.

Александра:

– Я еще не застревала, есть другая проблема, которая меня волнует: снег чистят, но не вывозят. У нас на Южном из дворовых проездов его разгребают к центральной улице так, что выезжающая машина должна выехать чуть ли не на полморды, чтобы увидеть, что происходит на дороге слева. Сугробы по два с лишним метра в высоту.

Максим:

– Во дворе застревал, было. Как всегда, центральные улицы чистят отлично, а вот, например, Промышленную и улицы от нее до Комсомольского практически не трогают, ну, может, раз в две недели…

Елена:

– У меня самая большая претензия к свороткам во дворы – вообще ужас. У меня машина низкая, не джип, «Мазда-Демио», так высота колеи при въезде во дворы бывает такой, что просто машину поднимает и привет. С подругой вот в пятницу буксовали – у нее машина тоже небольшая – «Тойота-Витц», и две хрупкие девушки ее вытолкнули.

Сергей:

– Сам не буксовал – чего уж на джипе-то, а выдёргивать (во дворе!) приходилось. Магистрали еще сносно, а на второстепенных улицах и во дворах – кранты. Но все познается в сравнении. Вернулся недавно из Томска, Новосибирска и понял, что у нас хоть как-то пытаются. А в Томске ещё и улицы у-у-узкие. У нас таких лишь часть, а в Томске 97 процентов…

Радик:

– Дороги чистят. Но во дворах сложнее – от управляющей компании зависит и трактора. Я езжу каждый день, ни разу не буксовал, но это не их заслуга, а мой тридцатилетний опыт.

В службе «Спас» на наш вопрос, часто ли их вызывают вытаскивать забуксовавшие машины, диспетчер Елена ответила:

– Да вот сегодня (19 января. – Прим. «АП») уже дергали. «Лексус-RX-330», Станционный проезд, 5. В девять утра. До этого была заявка – «Кашкай» на улице Гущина, в парке «Юбилейный». Чаще всего именно такие машины – кроссоверы – застревают. Хозяева думают, что это джипы, а это не джипы. Седаны – реже, их водители знают возможности своих машин и в плохие места не лезут.

На вопрос, сколько зимой бывает подобных вызовов, Елена ответила: «Иногда ни одного, иногда – пять – десять».

Фоторепортаж