И благодаря экспорту. Выпуск продукции на барнаульском предприятии в прошлом году увеличился на 20%

17:27, 14 марта 2024г, Общество 805


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Барнаульский химзавод – предприятие малого бизнеса с 95-летней историей. За прошлый год оно увеличило выпуск продукции на 20%, в том числе благодаря экспорту. Развивать внешнеэкономическую деятельность помогает государство.

Что и кому

Завод производит линейку продуктов, предназначенных для ремонта автомобильных шин и камер. Это всевозможные клеи, пластыри, герметики, пасты, резинокорд, смазки для снятия или забортовки, покрышки и готовые аптечки, которыми можно воспользоваться в дороге, если нет запасного колеса.

Основные потребители БХЗ – шиномонтажные мастерские в 70 регионах России и СНГ. Но они закупают продукцию не напрямую, а через дилеров и крупных дистрибьюторов, которые, кроме резинотехнических изделий, поставляют инструмент и оборудование для ремонта автомобилей.

Интересно, что резину на заводе делают самостоятельно из смеси натурального каучука, растворителей, наполнителей, мягчителей, противостарителей. Эти вещества размешивают в емкости, а затем полученную массу подают на вальцы, между которыми и формируется пласт. Часть резины реализуется на сторону, а другая используется на изготовление заплаток.

К каждому составу латки требуется свой клей, поскольку он выступает как активатор определенных процессов в резине. Это позволяет продавать сразу и кусок резины, и клей.

Дорожники, к примеру, заказывают у предприятия пластины из толстой резины, которая крепится снизу отвала бульдозеров, чтобы защитить его от истирания об асфальтобетон.

Все ингредиенты резины ежегодно дорожают. Ну ладно, каучук везут из-за границы, а вот растворители делают из российской нефти, но его цена растет не меньше. Хочешь – покупай, а хочешь – нет.

Фото: Евгений Шумилов фото
Фото: Евгений Шумилов

Своими глазами

Экскурсия по предприятию начинается с самого чистого, сборочного участка, где женщины комплектуют и упаковывают аптечки и пластыри. Упаковщик Наталья Новак из различных пластин собирает пластырь для заклейки пореза. По соседству на станке Юлия Шульженко режет корд. Выверенными быстрыми движениями работниц можно долго любоваться, но идем в другой корпус. Там оператор химического производства Владислав Кривошеев варит шиномонтажную пасту. Он несколько раз в смену засыпает в емкость в определенном порядке ингредиенты, включает мешалку и нагрев. Часа через четыре разливает эту смесь в потребительскую тару и упаковывает.

Один из моих коллег интересуется:

– Вы стараетесь следовать технологической карте?

– Не стараемся, а неукоснительно следуем, – уточняет специалист. – В ней расписан порядок работ, вес компонентов и время их взаимодействия.

– Бывает, что какие-то вещества меняются?

– Был случай, что из Канады прекратились поставки одного ингредиента. Стали закупать его в Китае. Там фасовка и концентрация другие, поэтому технолог внес изменения.

Экспорт

Невдалеке изготавливают герметик бортов для бескамерных шин. Эта продукция идет в том числе за рубеж.

Фото: Евгений Шумилов фото
Фото: Евгений Шумилов

– Помимо увеличения рынка сбыта экспорт – это повод для гордости. Это такая галочка, которая означает, что наш товар хорошего качества, – считает главный инженер предприятия Андрей Алексеев.

Около 10% продукции завода уходит в Казахстан и Беларусь. В прошлом году была отгружена первая партия в Азербайджан. Но отдел сбыта предприятия пытается понять потребности рынка стран СНГ, совершая поездки в Киргизию, Узбекистан, Армению. Участие в бизнес-миссиях, выставках помогает организовать Центр поддержки экспорта. Это подразделение регионального центра «Мой бизнес» привлекает иностранных партнеров, сопровождает экспортные контракты.

– Участие в выставках – это серьезные затраты. Благо, что государство их частично компенсирует, – говорит Андрей Алексеев.

Подробности

На заводе занимаются импортозамещением. Процесс начался после того, как основные игроки ушли с рынка. Тогда технологи БХЗ разработали аналог бесцветного немецкого герметика. Его используют эстеты, которым не нравится обычная черная замазка, поскольку ее излишки приходится убирать с покрышки после монтажа. На заводе надеются, что за счет меньшей цены аналог немецкого герметика будет востребован у потребителей.

Как и большинство российских предприятий, БХЗ испытывает дефицит кадров.

– Сейчас народ приходит избалованный. Тут ему не нравится запах, там – шум, здесь – пыль, – делится проблемами главный инженер. И чтобы привлечь работников, приходится поднимать зарплату в среднем до 50 тыс. рублей. И это несмотря на то, что работающие во вредных условиях труда раньше уходят на пенсию.

Планы

Предприятие в этом году планирует увеличить объемы выпуска продукции на 40%. Казалось бы, грандиозная динамика. Но сегодня БХЗ занимает небольшую долю российского рынка, и такая прибавка не будет сильно заметна для потребителей, уточняет главный инженер.

Основным преимуществом барнаульских химиков перед конкурентами он считает то, что завод сам производит продукцию. Остальные же размещают заказы за рубежом под своими брендами.

В прошлом году завод приобрел дорогостоящий силовой трансформатор и мощный компрессор, чтобы закрыть потребности производства. В планах наладить выпуск различных очистителей в аэрозольных баллонах. Такая упаковка намного удобнее для потребителей. Сейчас ведутся переговоры о поставке дополнительного оборудования.

Кстати

В прошлом году алтайский Центр поддержки экспорта вошел в топ-20 среди таких структур в России. При содействии регионального ЦПЭ 72 субъекта малого и среднего бизнеса заключили экспортные контракты, из них 18 сделали это впервые. На каждый потраченный государством рубль экспортеры отгрузили товаров 
на 49 рублей, что в совокупности составило 31 млн долларов.

Финансирование и планы на этот год у ЦПЭ остаются примерно на уровне прошлого. Кроме помощи в продвижении алтайских предпринимателей на зарубежные рынки, они получат возможность пройти обучение по различным образовательным программам.

Фоторепортаж