На 70% увеличились долги ЖКХ перед поставщиками энергии и тепла

13:00, 17 июня 2016г, Общество 1739


1
1

К 2017 году в регионах страны на базе крупных энергосбытовых компаний планируют создать единые расчетные центры. С их помощью правительство рассчитывает существенным образом снизить нецелевое использование средств в секторе ЖКХ.

Прозрачнее и эффективнее

Тема появления единых расчетных центров обсуждалась в Москве на совещании, посвященном перспективам развития энергосбытового бизнеса. В нем приняли участие представители федеральных министерств, энергетических холдингов. Алтайский край представляла одна из крупнейших энергосбытовых компаний сибирского региона – «Алтайэнергосбыт».

Впервые вопрос создания единых расчетных центров был поднят четыре года назад в рамках президентской комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса. В начале этого года Владимир Путин отметил, что энергосбытовой бизнес необходимо сделать прозрачнее за счет этого нововведения. Сейчас уже даны поручения по тиражированию опыта, который накоплен рядом участников рынка. В настоящее время готовятся «дорожные карты» Министерством энергетики РФ по единым расчетным центрам.

Суть их работы довольно проста: ни один рубль потребителей не должен пропасть, а адресно поступить к ресурсоснабжающим предприятиям. Необходимость создания такой службы заключается в том, что за последние пять лет на 70 процентов увеличились долги ЖКХ перед поставщиками энергии и тепла. Их совокупный объем в розницу сегодня составляет 1 триллион рублей.

– Учитывая, что мы занимаем существенную часть рынка, значительная сумма долга приходится на нас, – отмечает руководитель блока стратегии и инвестиций энергетического холдинга «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов. – Поэтому активно стали развивать тему единых расчетных центров. Это такой институт, который, по сути, является организатором всех платежей ресурсоснабжающих организаций и компаний, оказывающих коммунальные услуги на территории. Гарантирующий поставщик – владелец самой широкой базы потребителей, и появление расчетного центра при нем вполне обоснованно. В тех регионах, где мы присутствуем, можно выстроить такую систему платежей, которая делает невозможным нецелевое расходование средств в ЖКХ.

Сегодня в Московской и Ленинградской областях уже существуют такие пилотные проекты. Там потребитель, оплачивая любую услугу ЖКХ, вносит деньги на свой специальный счет, а они автоматически в тот же день распределяются адресно всем ресурсным компаниям.

– Мы убрали из цепочки посредников недобросовестные управляющие компании, – акцентирует внимание Ильнар Мирсияпов. – В настоящее время имеем прямые расчеты с большинством потребителей в пилотных регионах страны.

Позиция формируется

В Министерстве энергетики РФ отмечают, что неплатежи со стороны граждан относительно невелики. Но в целом ряде случаев управляющие компании, собирая деньги за энергоресурсы, направляют затем средства на другие цели, а вовсе не поставщикам.

– Поэтому нам интересна практическая реализация института единых расчетных центров, – говорит директор Департамента развития электроэнергетики министерства Павел Сниккарс. – Пока позиция формируется и говорить о базовых принципах рано. Будем опираться на имеющийся опыт. Важно обращать внимание на восприятие этого инструмента потребителями. Необходимо в пилотных регионах замерить качество деятельности центров. Удобно ли людям с ними работать, готовы ли они пойти навстречу данному механизму оплаты коммунальных услуг. Наша задача – исходить из оценок ресурсоснабжающих компаний и взгляда со стороны потребителя.

Между тем, по мнению председателя наблюдательного совета «Сообщества потребителей энергии» Александра Старченко, для потребителя важно заплатить за энергоресурсы удобно и просто. При этом в расчетных центрах необходимо акцентировать внимание на уровне сервиса.

– В любом регионе необходимыми техническими ресурсами обладает Сбербанк, – говорит он. – Почему бы ему не начать собирать еще больше денег и заодно не снизить уровень комиссии, который достаточно высок? Денег будет больше, но, пожалуйста, сделайте комиссии почеловечнее! Без нормальной информационной системы расширять деятельность по сбору денег бессмысленно.

Что будет у нас?

Поставками электроэнергии в РФ занимаются энергосбытовые компании, часть из которых имеет статус гарантирующего поставщика, дающий право работать с населением. На территории Алтайского края и Республики Алтай роль пилотного организатора единого расчетного центра готов взять на себя «Алтайэнергосбыт». Здесь также сталкиваются с проблемой, когда платежи населения до поставщика ресурсов не доходят в полном объеме, а оседают в неких промежуточных компаниях, которые банкротятся по итогам отопительного сезона, затем на рынок заходят новые и все повторяется вновь.

– Поэтому нужно создать контролируемую систему платежей, чтобы ресурсные компании получали деньги пропорционально оказанной ими услуге, – говорит генеральный директор АО «Алтайэнергосбыт» Валерий Нагорнов. – Сейчас мы ждем постановления правительства. В этом году уже нужно сделать первые шаги. В наших городах есть операторы, которые принимают платежи от населения, но их нет на территории муниципалитетов, особенно сложно в отдаленных районах.

В компании подчеркивают, что создание и работа единого расчетного центра никак не отразятся на коммунальных тарифах.

– Это не приведет к удорожанию услуги для потребителей, – продолжает Валерий Нагорнов. – Ресурсные компании из собственных средств будут оплачивать услугу центра. Это не бизнес, а скорее социальная функция, задача которой – отработать в нуль. Не формировать убытки, но и не зарабатывать.

Эксперты отмечают, что единый расчетный центр способен взять на себя роль некоего «санитара леса». С накопленными долгами в отрасли нужно что-то делать. Наращивать их уже нельзя. Это влечет за собой проблемы, связанные с невозможностью исполнения обязательств. Предполагается, что в ближайшее время будут заданы достаточно жесткие стандарты на федеральном уровне по функционированию единых расчетных центров. По мнению участников рынка, центры сегодня являются единственным легитимным механизмом для прекращения воровства и нецелевого использования средств в секторе ЖКХ.

Фоторепортаж